Файл: Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях фгос. Читать это ещё ничего не значит что читать и как понимать читаемое вот в чём главное дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
Проблема:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
- На доске записываются в ряд, без пробелов, несколько слов, которые начинаются с одной буквы. Например:
СВЕТСАДСОБАКАСОСЕДКАСЕЛЁДКА – то есть пять слов: свет, сад, собака, соседка, селёдка.
Учитель предлагает ученикам выделить отдельные слова, посчитать, сколько их, прочесть эти слова вслух.
В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:
Облакоровагонканал (облако, корова, вагон, гонка, канал)
В самом сложном варианте детям предлагается составить такие ряды самостоятельно и предложить выделить и посчитать все слова своим товарищам.
- На доске учитель пишет слово, в котором отсутствует один слог.
Например, КАДАШ (карандаш)
Детям предлагается определить, какого слога не хватает, и вставить его.
Второй вариант этого упражнения – написать слово с лишним слогом и предложить учащимся определить, какой слог лишний, и убрать его: ГОШИНРОД (город)
- Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О)
- Сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
- Детям предлагается поиграть в «разведчиков» и «зашифровать» послание. Для этого придумать слово на каждую букву, используемую в сообщении.
Например, сообщение «жду вас в три», может выглядеть так: Женя долго учит вычитание, а Саша весело танцует, рисует, играет.
Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.
- Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» и «буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.
Например, берём слово «самовар» Из него получается «рав», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.
В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.
Например, «телефон – карапуз». Меняем буквы «терефон – калапуз» и предлагаем детям вернуть буквы на место.
Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом классе, вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на переменах.
- Также огромной популярностью у детей пользуются ребусы.
После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.
Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала учитель на протяжении нескольких недель знакомит учащихся с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту. Затем учитель предлагает поиграть в пословицы. Для этого он пишет на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.
Например: за двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда– ни одного не поймаешь и т.д.
Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.
- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
- В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
- Поиск в тексте заданных слов:
Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).
Нет, напрасно мы решили Прокатить ________ в _______. _______ кататься не привык, Опрокинул __________________. | |
Также можно предложить детям более сложное задание:
«Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
|
Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательской грамотности.
Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности
, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».