Файл: Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях фгос. Читать это ещё ничего не значит что читать и как понимать читаемое вот в чём главное дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

Проблема:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотностьэто умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:

- На доске записываются в ряд, без пробелов, несколько слов, которые начинаются с одной буквы. Например:

СВЕТСАДСОБАКАСОСЕДКАСЕЛЁДКА – то есть пять слов: свет, сад, собака, соседка, селёдка.

Учитель предлагает ученикам выделить отдельные слова, посчитать, сколько их, прочесть эти слова вслух.


В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:

Облакоровагонканал (облако, корова, вагон, гонка, канал)

В самом сложном варианте детям предлагается составить такие ряды самостоятельно и предложить выделить и посчитать все слова своим товарищам.

- На доске учитель пишет слово, в котором отсутствует один слог.

Например, КАДАШ (карандаш)

Детям предлагается определить, какого слога не хватает, и вставить его.

Второй вариант этого упражнения – написать слово с лишним слогом и предложить учащимся определить, какой слог лишний, и убрать его: ГОШИНРОД (город)

- Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О)

- Сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

- Детям предлагается поиграть в «разведчиков» и «зашифровать» послание. Для этого придумать слово на каждую букву, используемую в сообщении.

Например, сообщение «жду вас в три», может выглядеть так: Женя долго учит вычитание, а Саша весело танцует, рисует, играет.

Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.

- Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» и «буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.

Например, берём слово «самовар» Из него получается «рав», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.

В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.

Например, «телефон – карапуз». Меняем буквы «терефон – калапуз» и предлагаем детям вернуть буквы на место.

Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом классе, вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на переменах.

- Также огромной популярностью у детей пользуются ребусы.

После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.



Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала учитель на протяжении нескольких недель знакомит учащихся с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту. Затем учитель предлагает поиграть в пословицы. Для этого он пишет на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.

Например: за двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда– ни одного не поймаешь и т.д.

Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.

- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

- В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

- Поиск в тексте заданных слов:

Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататься не привык,

Опрокинул __________________.

 



Также можно предложить детям более сложное задание:

 «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».



Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативно-­деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательской грамотности.

Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности
, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».