Файл: Диагностические методики по изучению познавательной сферы младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья Диагностика восприятия Методика Определение направлений пространства С. Д. Забрамная Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностические методики по изучению познавательной сферы младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Диагностика восприятия
Методика «Определение направлений пространства» С. Д. Забрамная
Цель: определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве.
Проведение обследования: ребенок выполняет инструкцию педагога.
- покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;
- что ты видишь перед собой;
- что находится сзади тебя;
- что вверху;
- что внизу.
Оценка в баллах:
0 баллов: ребенок не идет на контакт, возможно, не говорит. Поведение полевое. Не реагирует на просьбы и инструкции педагога, не показывает основные части тела и лица, руки не различает, не может самостоятельно ориентироваться в пространстве, не может правильно назвать направления (спереди, сзади, справа, слева).
1 балл: называет части тела, знает их название, ориентировкой «на себе» не владеет, понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
2 балла: знает и называет части тела, испытывает затруднения в пространственной ориентировке рук, может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя.
3 балла: не уверен (путается) в пространственной ориентировке рук, может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя.
4 балла: руки различает и дифференцирует их местоположение, легко ориентируется в пространстве.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Р. С. Немов
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия
рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Методика позволяет оценивать восприятие ребёнка с различных сторон, выявляя способность ребёнка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,
назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов
заняло от 26 до 30 секунд.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до
35 секунд.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36
до 40 секунд.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в
пределах от 41 до 45 секунд.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше, чем 45 секунд.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Диагностика памяти
Методика «Запомни картинки» Р.С. Немов
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Оборудование: набор из 10 картинок с изображением знакомых предметов. (Цыплёнок, собака, дерево, кукла, кисть, книга, цветок, машина, заяц, мяч).
Процедура обследования: «Я буду показывать тебе картинки, а ты называй их. Посмотри ещё раз на все картинки и постарайся их запомнить». Затем картинки закрывают, а ребёнку предлагают назвать те, которые он запомнил. Фиксируется количество правильных воспроизведений (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Оценка результатов:
0 баллов: ребёнок не назвал ни одного предмета.
1 балл: ребёнок назвал 1 предмет.
2 балла: ребёнок назвал 2-4 предметов.
3 балла: ребёнок назвал 5-8 предметов.
4 балла: ребёнок назвал 9-10 предметов.
Методика «Повтори слова» А.Р. Лурия
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Процедура обследования: ребёнку предлагается прослушать и запомнить 8 слов и повторить их. Допускается до 4 попыток.
Слова: гусь, кот, собака, мышь, птица, машина, самолёт, жук.
Оценка в баллах:
0 баллов: не воспроизводит ни одного слова.
1 балл: воспроизводит 1-2 слов.
2 балла: воспроизводит 3-4 слов.
3 балла: воспроизводит 5-7 слов.
4 балла: воспроизводит 8 слов.
Диагностика внимания
Методика «Найди отличия» О.Н. Земцова
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 7 различий.
Процедура проведения: перед ребенком кладут 2 картинки и предлагают рассмотреть их. Необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Оценка в баллах:
0 баллов: не выполняет задание.
1 балл: действует хаотично, находит 1-2 различия.
2 балла: находит 3-4 различия.
3 балла: находит 5-6 различий.
4 балла: находит 7 различий.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?». Р. С. Немов
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это
время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14 (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых
имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 секунд.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 секунд.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за
время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Диагностика мышления
Методика «Последовательные картинки» С.Д. Забрамная
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Оборудование: 4 сюжетные картинки с изображением последовательности действий.
Процедура проведения: перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Какую картинку нужно положить первой?», «А что потом?». Если ребенок разложил не правильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки». Оценивается: Принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)
Оценка в баллах:
0 баллов: не понимает задания, действует неадекватно инструкции.
1 балл: задание понимает, раскладывает картинки без учета последовательности событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.
2 балла: принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.
3 балла: принимает задание, раскладывает картинки в определѐнной последовательности, объединяя их в одно событие, с помощью наводящих вопросов может составить рассказ об этом, ребенок принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы)
4 балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом.
Методика «Пройди через лабиринт». Л.А. Венгер
В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху
, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
Цель методики: исследование наглядно-действенного мышления ребёнка с ОВЗ.
Оценка результатов
10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом
ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
8-9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и,
проходя через лабиринт, ребенок 1 -2 раза дотронулся палочкой до его
стенок.
6-7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и,
проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
4-5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и,
проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.
2-3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.
0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Диагностика воображения
Методика «Нарисуй что-нибудь». Р. С. Немов
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим
критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал
нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной
фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.