Файл: Решение представляет собой выбор цели, осуществляющийся, как правило, на основе изучения различных вариантов. Решение также является результатом менеджмента, который в итоге либо повышает, либо снижает эффективность деятельности организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие управленческого решения
Решение представляет собой выбор цели, осуществляющийся, как правило, на основе изучения различных вариантов. Решение также является результатом менеджмента, который в итоге либо повышает, либо снижает эффективность деятельности организации.
Классификация управленческих решений
Решения, которые принимаются менеджерами можно классифицировать по ряду признаков:
по уровню управления,
масштабу воздействия,
содержанию,
форме подготовки и принятия,
характеру,
частоте повторяемой ситуации,
степени полноты и достоверности исходной информации.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Рассмотрим каждую из классификаций более подробно.
По уровню управления решения классифицируются:
решения, принимаемые на уровне начальника отдела (цеха),
решения, принимаемые на уровне заместителя директора,
решения, принимаемые на уровне директора,
решения, принимаемые на уровне министра.
По масштабу воздействия решения бывают общие и частные (локальные).
Общие решения затрагивают деятельность предприятия в комплексе, например, решения о диверсификации деятельности.
Частные (локальные) решения относятся к решению текущих вопросов и задач, к примеру, выявление и устранение причин роста уровня брака производства.
По содержанию решения подразделяются на научно-технические, экономические, организационные и социальные.
Например, научно-технические решения – решение о модернизации предприятия; экономические – изменение системы премирования; организационные – изменение режима труда в выходные дни; социальные – решение об обучении персонала.
По характеру выделяют оперативно-хозяйственные, хозяйственно-руководящие и нормативные управленческие решения.
Оперативно-распорядительные решения принимаются отделами (секциями) и относятся к различным сторонам деятельности данных подразделений.
Хозяйственно-руководящие решения принимаются директором организации или министром
, и касаются различных спектров деятельности организации либо отрасли.
Нормативные решения принимаются центральными органами управления (Президентом, Правительством).
По форме подготовки и принятия различают единоличные решения, коллегиальные и коллективные.
Единоличные решения принимаются руководителем организации (подразделения) самостоятельно.
Коллегиальные решения принимаются руководителем совместно со специалистами организации (подразделения), что позволяет использовать знания и опыт всех сотрудников и учитывать различные взгляды на проблему.
Коллективные решения принимаются всем коллективом (на собрании). Такого рода решения обычно касаются общих проблем деятельности организации (к примеру, о приватизации или изменении формы собственности).
По частоте повторяемости ситуации решения подразделяются на стандартные и творческие.
Стандартные решения принимаются в ситуациях, которые повторяются (например, о приемке сырья и материалов). Так как такие ситуации возникают часто необходимо разрабатывать шаблонные приемы их разрешения. Разрешение таких задач в организациях может быть автоматизировано и механизировано.
Творческие решения необходимы в нестандартных ситуациях и требуют неоднозначного подхода (например, расширение ассортиментной группы товаров, выбор новых рынков сбыта продукции). Принятие творческих решений основывается на анализе ситуации, использовании специальных исследований, выполнении расчетов и прогнозов. Принятие творческих решений требует наличия определенных знаний и опыта, а иногда основывается и на интуиции менеджера.
В зависимости от степени полноты и достоверности информации решения подразделяются на детерминированные и вероятностные.
Детерминированные решения принимаются при наличии комплексной и достоверной информации. Такого рода решения обычно являются типичными и формальными, поэтому их можно спрогнозировать при помощи экономико-математического моделирования и ЭВМ.
Вероятностные решения принимаются в ситуациях неопределенности и неполной информации. Такие решения часто принимаются в торговле, где спрос и предложение на товары подвержены частым колебаниям.
Разделение управленческих решений на виды весьма условно, однако требования к их качеству постоянны.
Требования, предъявляемы к качеству управленческих решений
К общим требованиям, которым должны соответствовать управленческие решения, относят:
минимальное число исправлений,
соответствие прав и обязанностей менеджера, принимающего решения, уровню его полномочий,
единство распорядительства – распоряжение (решение) должно исходить от непосредственного руководителя. На практике это означает, что руководитель высшего звена не должен отдавать распоряжение «через голову» руководителя среднего звена,
строгая ответственность – между принимаемыми решениями не должно быть противоречия,
обоснованность – решение должно приниматься на основе достоверной информации об объекте, о его текущем состоянии и перспективах развития,
конкретность – решение должно быть сформулировано четко и восприниматься однозначно,
полномочность – решения должно быть принято лицом или органом, которое имеет право принимать такого рода решения,
своевременность – решение должно приниматься вовремя, задержка принятия решения снижает эффективность управления.
Это основные требования, которые предъявляются к качеству принимаемых управленческих решений. Данные требования необходимо учитывать в полной мере при подготовке, принятии и осуществлении управленческих решений.