Файл: Практикоориентированные технологии в профессиональной подготовке студентов по специальности Поварское, кондитерское дело (на личном примере мастеркласс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практико-ориентированные технологии в профессиональной

подготовке студентов по специальности «Поварское, кондитерское дело» (на личном примере- «мастер-класс»).

Специальность «Поварское, кондитерское дело» в данный момент развития общества, очень востребована, так как потребность в пище является у человека основополагающей. Согласно пирамиде иерархии человеческих потребностей, А. Маслоу, только удовлетворив физиологические потребности, человек способен познавать, творить, любить и испытывать потребность в самореализации. Существование огромного количества предприятий общественного питания, особенно в мегаполисах, также вносит свою лепту в ситуацию востребованности искусных специалистов кулинарного дела. Владельцы и управляющие именитых ресторанов и кафе готовы платить немалые деньги высококвалифицированным работникам. Ведь именно от мастерства специалиста среднего звена зависит организация работы на предприятии, корректная расстановка кадров (поваров), правильно подобранное меню, посещаемость, а, следовательно, и прибыль заведения общественного питания. Мастерство специалиста (технолога) зависит не только от его природных способностей, но и от приобретенных им навыков и умений в процессе обучения. Требование времени – только натуральные ингредиенты, отказ от использования добавок и красителей, сохранение естественного вкуса и пользы сезонных продуктов.
Чтобы впечатлить гостя, нужно оправдать его ожидания – а людям, жизнь которых полна забот и дел, хочется получать домашнюю, полезную и вкусную еду.

Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно- образовательные задачи. Педагог спецдисциплин - это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Ему есть что сказать и хорошо, если он умеет ещё и показать, доступно объяснить различной аудитории преподаваемый материал и свой опыт художественного творчества. Новые стандарты требуют переориентироваться от привычной классики к новому и актуальному – подача одного продукта, но в разных текстурах. Очень интересны задумки, основанные на правильном сочетании цветов при использовании различных ингредиентов. Важно использовать теорию цветового круга (цвет последних сезонов – зеленый).



Перестала быть актуальной подача на сланце, на дереве и вместе с несъедобными элементами. Также не в тренде очень яркие блюда, где больше 3–4 цветов (исключение – десерты).

Наверное, каждый согласится с тем утверждением, что практические занятия в специальности «Поварское, кондитерское дело» играют значимую роль как в формировании профессиональных компетенций так и в развитии профессионально важных качеств личности студентов. Практические занятия у студентов призваны развить в них такие профессиональные качества, как мобильность, коммуникабельность, умение адаптироваться во всех условиях, креативность, а также профессиональную компетентность.

В настоящее время система образования в России на всех уровнях претерпевает огромные изменения. Внедряются новые технологии, инновационные методы обучения, меняются способы оценки достижений обучающихся учитывая требования и стандарты WSR. Все эти изменения нацелены на повышение качества получаемого образования.

Перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными.

Практико-ориентированный учебный процесс, как и любой другой опирается на формы, методы и технологии обучения. Сегодня существует множество технологий, позволяющих сделать учебную деятельность максимально-эффективной: исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология критического мышления, игровые технологии, «мастер-класс» и др. Наибольшие успехи при подготовке специалистов становятся возможными при активизации процесса обучения путем решения учащимися проблемных задач и создании производственных ситуаций.

Моделирование реальных ситуаций на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении профессиональных модулей. Она может применяться на различных этапах обучения как ПМ, так и МДК и способствует развитию навыков овладения профессиональной терминологией, компетенциям согласно регламенту WSR.

Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные практические ситуации к условиям реального предприятия общественного питания, необходима заинтересованность студентов в содержании разговора и необходимо вести этот разговор на профессиональном языке, на равных с преподавателем.



Одной из современных форм проведения практических занятий является мастер-класс. Однако, эта форма еще не получила должного распространения в организациях профессионального образования.

Моделирование реальных ситуаций на уроках технологии приготовления пищи ставят обучающихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства профессиональными средствами.

Подготовка поваров, кондитеров процесс сложный. Такие навыки как навыки культурной речи, умение находить выход из затруднительных ситуаций формируются постепенно, на практике. Многое здесь зависит от правильных и интересно построенных уроков теоретического и производственного обучения.

Мной, преподавателем специальной дисциплины и мастером производственного обучения был разработан план интегрированного урока теоретического и производственного обучения «Масленица. Технология приготовления блинов».

Цель урока:

- познакомить обучающихся с праздником «Масленица», народными обычаями, приметами.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с необходимыми теоретическими знаниями для приготовления скороспелых блинов;

- познакомить обучающихся с технологией приготовления блинов;

- способствовать развитию творческого воображения у обучающихся;

- способствовать закреплению приобретённых обучающимися умений и навыков работы.

Познавательной для обучающихся явилась практика обучения в виде мастер-класса. Урок прошел в разнообразной форме. Нам удалось вовлечь всех обучающихся в процесс применения знаний на практике, полученных ими на предыдущих занятиях. Обучающиеся овладевали профессией непосредственно в процессе деятельности.

Итогом нашей деятельности явилось формирование профессионализма у обучающихся, применение знаний на практике.