Файл: Практическая работа к теме Государство доверие Тема занятия Что мы Родиной зовем Акташ наша малая Родина Класс 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.3. «Государство: доверие»
Тема занятия: «Что мы Родиной зовем? Акташ - наша малая Родина»
Класс: 4
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма:
Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.
Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»
«Что мы Родиной зовем? Акташ - наша малая Родина»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету, фонограмма песни: «У моей России» (музыка музыка Г. Струве. слова Н. Соловьевой, раздаточный материал, бумага, карандаши, надписи пословиц.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.
Ход занятия:
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:
Где белоствольные берёзки
Растут везде под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из (России).
Итак, тема нашего занятия - разговора звучит так: «Наша страна - Россия».
2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.
(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/
Учитель: Ребята, вам понравился ролик?
Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?
Р-
О-
С-
С-
И-
Я-
Учитель: Как вы понимаете слово «Родина»? Что такое Родина, как вы думаете? Знакомы ли вам слова «Отечество», «Отчизна»? А что они означают? Объясните, пожалуйста, почему в моменты опасности, долгой разлуки или радости Родина становится самой большой ценностью? Как вы понимаете слово- «святыня»? (ответы обучающихся)
Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует особый уклад, мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни, это корни, традиции и обычаи, который человек хранит в своем сердце всю жизнь, где бы он не находился.
Учитель: Давайте уточним данные вами определения, обратившись к толковому словарю. Работаем в парах, сравниваем определения слова «Родина», выявляем в них общее, записываем.
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «Родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Интерактивное задание №1.
Учитель: Ребята, сейчас мы проведем с вами викторину « Наша Родина-Россия», которая состоит из цепочки вопросов.
1. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
2. Столица нашей Родины город? (Москва)
3. Как зовут президента России? (Путин В. В.)
4. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)
5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный)
6. Что изображено на Гербе? (двуглавый орел)
7. Назовите первые строки гимна России? (Россия- священная наша держава, Россия-великая наша страна)
8. Как называется наша республика? (Республика Алтай)
9. Какой главный город нашей республики? (Горно - Алтайск)
10. Как называется наш район? (Улаганский)
11. В каком селе мы живем? (Акташ)
12. Как называют жителей нашего села? (Акташцы)
13. На какой улице расположена наша школа? (улица Карла Маркса, дом 17)
14. Как называется река, которая протекает рядом с селом? (Акташка)
15.Чье имя носит наша школа? (Имя героя земляка, погибшегопри выполнении интернационального долга в Афганистане)
16. Какие объекты расположены в селе? (Школа, аптека, клуб, магазин, детский сад, больница, поликлиника, военкомат,почта, библиотека)
17.Кто директор школы? ( Р.З. Абугалимова)
18. Какие праздники мы отмечаем всем селом? (День села, День Победы, День Шахтёра)
Интерактивное задание №2.
Работа с пословицами - установление соответствия.
Учитель: Ребята, мы с вами поиграем в половицы о Родине. Каждый выходит к доске, где на листочках написана 1 и 2 части пословицы. Вам нужно найти недостающую, соединив правильно 1 и 2 части. Давайте попробуем одну выполнить вместе. На родной стороне- 1 часть, ищем 2 и камешек знаком. Правильно. Все понятно. Тогда за дело!(Ответы уч-ся)
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая - мать родимая.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Счастье Родины дороже жизни.
Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной сторонушке рад своей воронушке
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине - России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете - у вас есть «малая Родина»? Как она называется? ( ответы обучающихся) Звучит песня Ю.Антонова
Сейчас село Акташ одно из крупных и больших в районе? Давайте проведем виртуальную экскурсию о селе Акташ. (Показ экскурсии на слайдах презентации «Акташ: от истоков до наших дней»).
Учитель: Акташ – в переводе с алтайского языка на русский, означает – Белый Камень. По рассказам старожилов, место (а затем и посёлок) названо так в честь притока реки Ярлу-Айры, который берет начало с верхних выходов белых известняков.
Историю формирования нашего поселка можно разделить на 6 периодов:
I период (слайд 1)
В 1937 году, когда началась разведка ртутных месторождений, на склоне горы появились первые жилые постройки для геологов, они находились в лесном массиве. В поселении было три деревянных дома барачного типа, из которых один был приспособлен для дробильного отделения, другой – под пекарню и часть под жильё, третий – под примитивное общежитие для рабочих, ларек продснаба и склад. Руководителем поисковой партии был молодой геолог – Валерий Алексеевич Кузнецов. В честь него в нашем селе названа одна из улиц.
II период (2-4 слайды)
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, стране потребовалось много ртути для военно-промышленного комплекса, пришлось срочно осваивать Акташское месторождение.
Для работы нужны были новые молодые кадры, поэтому на работу в Акташ из районов Алтайского края стали приезжать рабочие, в основном это были девушки в возрасте 15-18 лет.
Со временем был построен клуб, свободное время молодежь проводила в клубе – пели, плясали. Кроме того, была построена баня, таким образом, поселок рос. Всё строили вручную, груз подвозился на лошадях.
III период (5 слайд)
После Великой Отечественной войны на рудник стала поступать техника, построили гидростанцию, установили дизель, появился круглосуточный электрический свет. Началось бурное строительство жилых домов и промышленных объектов: металлургический завод, столовая.
В 50-е годы Акташское поселение представляло как бы три микрорайона
Верхний Акташ – где находились промышленные предприятия – рудник, завод, геологоразведка – и проживали люди, их обслуживающие. На Верхнем Акташе имелась начальная школа, медпункт, баня, магазины продснаба, детский сад. (6 слайд)
Средний Акташ – территория (где поворот на Улаган). Здесь располагалась контора Рудоуправления в 2-х этажном здании, столовая, детский сад, больница, склады и магазины продснаба, дома, в которых проживало начальство и молодые специалисты рудоуправления. (7 слайд)
Мёны – новое поселение, которое затем стало центром. Постепенно на Мёны перемещаются основные конторы и инфраструктура: школа размещается в 2-х деревянных зданиях, больница на 25 коек, поликлиника, контора продснаба, телеграф, узел связи, и т. д. (8 слайд)
Годы необыкновенного экономического подъема наблюдаются в 60-80-е годы. На территории поселка работают организации:
1. Акташское рудоуправление
2. Акташский металлозавод
3. Акташский леспромхоз
4. Акташское АТП
5. Сельхозтехника
6. Продснаб
7. Быткомбинат
8. Аэропорт
9. Больница
10. Узел связи
11. Школа
12. Детский сад
13. Хлебопекарня
(9 слайд) Начинается строительство 1 и 2-х этажных домов – появляются улицы Ленина, Мира, Крайняя, Парковая, Южная, Орджоникидзе, Карла Маркса и др.
В это время в поселке насчитывается 4900 жителей.
В поселке построен Дом Культуры, разбит парк, построена 3-х этажная школа, два детских сада, столовая, профилакторий. Благоустраивается и центр поселка.
(10 слайд) В 1974 году администрация поселка проводит озеленение — из Горно-Алтайского питомника привозят саженцы облепихи, сирени, тополя, березы и бесплатно раздают сельчанам.
Устанавливается памятник «Солдату победителю», в центре поселка разбивается парк, к Дому Культуры подстраивается большое помещение – фойе.
IV период (11 слайд)
Годы экономического кризиса и развала всей экономики нашего поселка. Из рук в руки переходят промышленные предприятия рудника, металлозавода, леспромхоза, а затем и вообще закрываются. Исчезает продснаб – а с ним разваливается здание столовой, прекращает работу рудоуправление, а с ним 3-х этажное здание конторы, правда сначала там была гимназия, а сейчас там магазин. Население составило всего З160 человек.
V период (12 слайд)
В 2003 году – страшное событие потрясло Акташ -землетрясение. Последствия которого были очень ощутимы. В результате разрушена школа, больница, Дом Культуры, Гимназия. Пострадали и жители поселка, многие из них просто лишились крова, понесли большие материальные потери, а некоторые просто уехали.
VI период (13 слайд)
Это период, когда жизнь в Акташе стала налаживаться – наконец-то мы учимся в новой школе, меняется и внешний облик села – многие здания приведены в порядок, обрели красивый внешний вид.
Учитель: Мы живем на берегу реки, которая называется Акташка. Она поит своими водами растения, животных и людей, живущих в нашем селе. Наша задача – сохранить село и реку чистой и полноводной. Каждый год мы проводим операцию «Сбережем село от мусора», в которой очищаем село, в том числе и прибрежную зону реки от мусорных загрязнений.