Файл: 8. Опишите функциональную линию в начальном курсе математики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Опишите функциональную линию в начальном курсе математики.
В начальной школе учащиеся сталкиваются с функциональными зависимостями, заданными в аналитической форме (формула), словесной форме, табличной форме, форме графа или графика. При этом категориальный функциональный аппарат не применяется.
Обычно значение функции является неизвестной величиной, которую нужно найти, подставив в формулу, соответствующей условиям задачи, известную величину (значение аргумента). Например, в задаче: «Из книги, состоящей из 200 страниц, Маша прочитала 50 страниц. Сколько страниц осталось прочитать?», чтобы найти ответ, в правило нахождения разности необходимо подставить известную величину (значение аргумента) и найти неизвестную, зависящую от аргумента (значение функции); то есть ответ зависит от количества прочитанных Машей страниц.
Проанализировав учебно-методические комплексы по математике для начальной школы, методическую литературу по рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие типы заданий, направленные на реализацию пропедевтики функциональной линии:
-
установление соответствия между множествами (1 тип);
Соедини стрелками примеры и соответствующие для них ответы.
1) 9 + 9 = … А) 11
2) 6 + 8 = … Б) 18
3) 9 + 2 = … В) 13
4) 5 + 7 = … Г) 12
5) 7 + 4 = … Д) 17
6) 8 + 5 = … Е) 14
-
нахождение значения выражения с помощью координатного луча (2 тип);
-
дополнение числовых рядов и заполнение таблиц по заданному правилу (3 тип);
Уменьшаемое | 78 | | 80 | 81 | | |
Вычитаемое | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Разность | | 29 | | | 32 | 32 |
-
работа с диаграммами (4 тип);
На диаграмме показано, сколько взрослых билетов было продано на детский спектакль в каждый из пяти дней недели. В какой день было продано 10 билетов? На сколько больше билетов продали во вторник, чем в среду? В какой день продали больше всего билетов? Сколько билетов продали в четверг и пятницу?
-
текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональности (5 тип);
Гарри Поттер, двигаясь со скоростью 150 м/мин, пролетел на метле из Хогвартса в Хогсмид за 120 минут. Сколько времени потратит Гарри на обратный путь, если будет лететь со скоростью 450 м/мин?
Решение может быть проведено двумя способами.
Первый способ: сначала узнаем расстояние из Хогвартса в Хогсмид, а затем время полета Гарри Поттера на обратном пути:
1) 150 × 120 = 18000 (м);
2) 18000 : 450 = 40 (мин).
Второй способ: узнаем, во сколько раз увеличилась скорость (450 : 150 = 3 раза), значит, во столько же раз уменьшилось время при том же расстоянии: 120 : 3 = 40 (мин).
-
задачи с открытыми данными (6 тип);
За булочку надо было заплатить рублей. Мальчик дал в кассу 15 рублей. Сколько он получит сдачи? Дополни условие задачи таким образом, чтобы в ответе получилось число, которое меньше 5. Реши задачу
-
задачи на процессы (7 тип);
Для каждого ученика класса нужно купить одну линейку по цене 5 руб./шт., один карандаш по цене 7 руб./шт. и один ластик по цене 3 руб./шт.. За всю покупку заплатили 300 рублей. Сколько учеников в этом классе? Реши задачу.
-
использование формул и буквенных выражений (8 тип);
Какую букву и каким числом нужно заменить, чтобы равенство было верным, при любом значении других букв (исключая n = 0).(r+r:n-m)∙(a:2∙x)=0
-
решение заданий с помощью координатной плоскости (9 тип);
Задание Питер Пэн составил карту острова Нетинебудет. На каком поле расположены горы: Б3 или В3? В каком поле расположен клад? Заполнено ли поле В2? Что находится в поле А3? (Сначала определяют координаты по горизонтали, а затем по вертикали).
-
логические задания на установление соответствия между элементами двух множеств (10 тип).
Света, Ира и Нюша собирают разные предметы: открытки, магниты и марки. Что собирает каждая из девочек, если известно, что Света не собирает магниты, Ира не собирает открытки, а Нюша имеет самую большую коллекцию марок в классе?
| Магниты | Открытки | Марки |
Света | - | + | - |
Ира | + | - | - |
Нюша | - | - | + |
-
задачи на графы (11 тип).
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Е?