Файл: Урока. Слово учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.Тема: Рецензия. Отзыв


Цель:

  •  познакомиться с понятием «отзыв»,( «рецензия»); формировать навык написания отзыва, (рецензии); повторить основные признаки текста.

  •  развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы; развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся.

Ход урока:

1.  Работа по теме урока. Слово учителя.

-Человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанной книгой, увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и то же произведение вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают споры, однако интересны эти споры только в том случае, если собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать, подтвердить с помощью аргументов.

  • Что такое аргумент?

Аргумент – довод, основание, приводимые в доказательство. 
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство чего-либо.

Высказать своё мнение о том или ином прочитанном произведении можно в отзыве.

Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восхищается.

Словарная работа.

  • Давайте подумаем над значением слова “отзыв”.

  • Сколько значений у этого слова? Какие вы знаете?

  1. Отзвук, эхо. (Отзвук грома в горах.)

  2. Ответное чувство на что-нибудь (Найти отзвук в душе.)

  3. Мнение о ком(чём)-нибудь, оценка кого(чего)-нибудь. (Критический отзыв о книге)

  4. Условный секретный ответ на пароль.

  • Как называются слова, имеющие несколько значений?

  • С каким значением слова мы будем работать? (3)

Отзывы бывают нескольких типов:

Отзыв, содержащий анализ художественных особенностей произведения, называется рецензией. Написать рецензию – значит дать критический разбор произведения. Сделать это непросто, ведь для создания рецензии необходимы знания по теории литературы и умение анализировать художественный текст. Научиться писать рецензии вам предстоит в старших классах.

РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio - рассмотрение) разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения; жанр газетно-журнальной публицистики и литературной критики.
РЕЦЕНЗЕНТ – автор рецензии. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.
РЕЦЕНЗИРОВАТЬ – писать рецензию, давать отзыв. (Знакомство с типовым планом написания рецензии и отзыва. Распечатка)

Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации.

Сжатый отзыв-характеристика называется аннотацией. Её вы можете встретить в начале или в конце большинства книг. Аннотация сообщает о том, к какому жанру принадлежит книга, на какой круг читателей она рассчитана, кратко характеризует сюжет художественного произведения.

Структура отзыва.

Отзыв о прочитанной книге, в отличие от рецензии, может не содержать анализа художественных средств, главное в нём – это ваше впечатление от прочитанного, отношение к произведению и его героям, а также умение обосновать собственную точку зрения, то есть объяснить, почему вы так считаете.

Отзыв включает две части:



1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось

2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

 Пример: Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... Замечательная книга.

  • Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?

  • Цели отзывов могут быть различны:

  • поделиться впечатлением о книге,

  • поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,

  • повлиять на мнение других людей,

  • привлечь внимание к произведению.

В отзыве не стоит подробно пересказывать содержание книги. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать других людей, если вам хочется, чтобы они тоже прочитали книгу, о которой вы пишете.

3. Закрепление темы.

Задание 1. Прочтите фрагменты отзывов и по их стилю определите, кому они могли бы быть адресованы. Учтите, что у одного и того же послания могут быть несколько адресатов.

А) Я тут взялся читать “Денискины рассказы” Виктора Драгунского. Так здорово! Ужасно смешно. Просто оторваться не могу.

Б) “Черная курица, или Подземные жители” – рассказ о десятилетнем мальчике. Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо – жить бездумно и желать все получить даром, не трудясь…

В) Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”. В нем говорится о неудачнике Васе, который мечтает стать рыцарем. На рыцаря Вася совсем не похож: толстый, неуклюжий. Учился он не очень хорошо и вообще был невезучим. Ребята смеялись над Васей и даже не предполагали, на что он способен. И вот однажды… Но не буду рассказывать, что произошло с Васей. Лучше прочитайте, ребята, этот рассказ, он очень интересный и заставит вас о многом задуматься.

Задание 2 (по группам). Составить отзыв на стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” так, чтобы оно было адресовано

  1. учителю,

  2. лучшему другу,

  3. маме и папе,

  4. редакции школьной газеты,

  5. однокласснику,

  6. библиотекарю.

При написании отзыва вам могут пригодиться следующие словосочетания-помощники:

  • в произведении повествуется (говорится, идёт речь)...

  • повествование ведётся от лица...

  • я думаю, что; я считаю, что; на мой взгляд; по моему мнению...

  • в произведении поднимается такой важный вопрос, как...

  • автор ярко (убедительно, увлекательно)...

4. Итог урока.

Итак, отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор.

Отзыв должен включать в себя часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой высказанное мнение обосновывается.

5. Рефлексия.

Продолжить на листочках предложение:

Сегодня на уроке
– меня особенно заинтересовало…
– для меня было особенно значимо…
– я получил знания, которые мне помогут…
– мне было не совсем понятно…


Домашнее задание: написать отзыв на книгу, которую в данный момент читаешь


Типовой план для написания рецензии и отзывов.(Краткое содержание работы.)

Общая оценка.(Оценивая работу в целом... Суммируя результаты отдельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная кÐ