Файл: Организация и основы учета безналичных расчетов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в рас­четных документах не допускаются.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кре­дитные организации могут осуществляться с использованием: а) кор­респондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; б) кор­респондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую че­рез корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.





































3. Задачи и цели финансового учета безналичных расчетов

Современная экономика любого государства представляет собой сеть сложных взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимоотношений являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Безналичный денежный оборот является преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде разветвленных записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований.

Согласно ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Целью бухгалтерского учета безналичных расчетов является своевременное и правильное отражение в учете совершаемых операций по банковским счетам с соблюдением основных принципов их проведения:

  • правового режима;

  • поддержания ликвидности;

  • наличия акцепта на платеж;

  • срочности платежа;

  • имущественной ответственности за соблюдение договорных условий;

  • контроля всех участников за правильностью совершения расчетов и соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Исходя из цели, основными задачами бухгалтерского учета безналичных расчетов являются:

  • правильная организация, своевременное и законное проведение безналичных расчетов;

  • правильное документальное оформление совершаемых операций;

  • исполнение платежных инструкций в очередности, установленной законодательством;

  • своевременное отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции на балансовых и внебалансовых счетах;

  • формирование полной и достоверной информации об операциях банка;

  • предупреждение возникновения ошибок, негативных явлений, незаконных действий.


Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Форма безналичных расчетов - это предусмотренные законодательством условия банковских переводов, отличающихся способом зачисления средств на счет получателя, видами расчетного документа и организацией документооборота. В соответствии с действующими нормативными документами расчеты между субъектами могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, чеками, банковскими пластиковыми карточками.

Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций.

Под исполнением платежных инструкций понимается выдача банку-корреспонденту платежного поручения банка-отправителя с одновременным предоставлением ему денежных средств, необходимых для исполнения банковского перевода.

Если банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице, то под исполнением платежных инструкций клиента (взыскателя) понимается зачисление денежных средств на счет бенефициара или передача ему денежных средств иным образом.

Платежные инструкции банков и их клиентов оформляются расчетными и иными документами, установленными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего полные и достаточные сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. В договоре также может быть предусмотрена возможность передачи клиентом в банк информации, необходимой для осуществления банковского перевода, посредством систем дистанционного банковского обслуживания при условии обеспечения надежности и безопасности передачи информации.


Платежные инструкции и иные виды документов могут быть оформлены на бумажном носителе либо в электронном виде. Порядок создания и передачи платежных инструкций в электронном виде устанавливается отдельными нормативными правовыми актами Национального банка. При осуществлении банковского перевода банки не несут обязательств в отношении проверки полученных платежных инструкций, кроме проверки на предмет их подлинности и оформления, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.





















4. Дебиторская и кредиторская задолженности, порядок их учета

Дебиторская задолженность – это суммы долгов и обязательств дебиторов перед организацией. Дебиторы – это лица, имеющие денежные и иные обязательства перед организацией (покупатели и заказчики, поставщики, работники, учредители, бюджет, банки и т.д.).

Учет дебиторской задолженности организации ведется на следующих счетах учета расчетов:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

  • 75 «Расчеты с учредителями»;

  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Эти вышеназванные счета являются активно-пассивными, то есть допускающими наличие как дебетового, так и кредитового сальдо. Дебиторская задолженность означает формирование дебетового сальдо по счетам учета расчетов. Увеличение дебиторской задолженности показывают по дебету перечисленных счетов, а уменьшение – по кредиту.

В балансе дебиторская задолженность отражается по строке 1230. Отдельно отражаются процентные займы по строкам 1170 и 1240.

Дебиторская задолженность образуется, когда организация выполнила свои обязательства по договору, а другая сторона – еще нет. Например, организация отгрузила товар покупателю, но тот еще не оплатил его. Или организация выдала подотчетнику аванс, но тот еще ничего не приобрел и не отчитался.


Дебиторская задолженность отражается в бухучете в той сумме, которую организация считает правильной (п.73 Положения , утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Дебиторская задолженность может возникнуть в результате самых разных операций.

Дебиторскую задолженность отражают в той сумме, определенной договором, которую организация считает правильной. Но иногда дебиторская задолженность подлежит переоценке. Это следующие случаи:

- дебиторская задолженность выражена в иностранной валюте (в том числе подлежит оплате в рублях). Тогда на каждую отчетную дату, а также на дату погашения (списания) задолженности иностранную валюту надо пересчитать по курсу ЦБ. При этом не надо переоценивать выданные авансы, предварительные оплаты и задатки (ПБУ 3/2006);

- дебиторская задолженность при принятии к учету была оценена по приведенной стоимости. Как правило, это касается долгов, предусматривающих отсрочку (рассрочку) оплаты свыше 12 месяцев. Тогда дебиторка ежемесячно переоценивается с учетом процентного дохода.

Отметим, что в бухучете в отношении сомнительных долгов надо создавать резерв (п. 70 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Сомнительный долг – это дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и кроме того не обеспечена залогом, поручительством, возможностью удержания имущества должника или иными способами. Резерв создается отдельно по каждому долгу с учетом платежеспособности должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга.

Сумма созданного резерва отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», признается прочим расходом, а корректировка резерва – прочим доходом. Дебиторская задолженность относится к активам компании и учитывается в составе оборотных средств.