Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием: а) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; б) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.
3. Задачи и цели финансового учета безналичных расчетов
Современная экономика любого государства представляет собой сеть сложных взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимоотношений являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Безналичный денежный оборот является преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде разветвленных записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований.
Согласно ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.
Целью бухгалтерского учета безналичных расчетов является своевременное и правильное отражение в учете совершаемых операций по банковским счетам с соблюдением основных принципов их проведения:
-
правового режима;
-
поддержания ликвидности;
-
наличия акцепта на платеж;
-
срочности платежа;
-
имущественной ответственности за соблюдение договорных условий;
-
контроля всех участников за правильностью совершения расчетов и соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Исходя из цели, основными задачами бухгалтерского учета безналичных расчетов являются:
-
правильная организация, своевременное и законное проведение безналичных расчетов;
-
правильное документальное оформление совершаемых операций;
-
исполнение платежных инструкций в очередности, установленной законодательством;
-
своевременное отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции на балансовых и внебалансовых счетах;
-
формирование полной и достоверной информации об операциях банка;
-
предупреждение возникновения ошибок, негативных явлений, незаконных действий.
Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Форма безналичных расчетов - это предусмотренные законодательством условия банковских переводов, отличающихся способом зачисления средств на счет получателя, видами расчетного документа и организацией документооборота. В соответствии с действующими нормативными документами расчеты между субъектами могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, чеками, банковскими пластиковыми карточками.
Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций.
Под исполнением платежных инструкций понимается выдача банку-корреспонденту платежного поручения банка-отправителя с одновременным предоставлением ему денежных средств, необходимых для исполнения банковского перевода.
Если банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице, то под исполнением платежных инструкций клиента (взыскателя) понимается зачисление денежных средств на счет бенефициара или передача ему денежных средств иным образом.
Платежные инструкции банков и их клиентов оформляются расчетными и иными документами, установленными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего полные и достаточные сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. В договоре также может быть предусмотрена возможность передачи клиентом в банк информации, необходимой для осуществления банковского перевода, посредством систем дистанционного банковского обслуживания при условии обеспечения надежности и безопасности передачи информации.
Платежные инструкции и иные виды документов могут быть оформлены на бумажном носителе либо в электронном виде. Порядок создания и передачи платежных инструкций в электронном виде устанавливается отдельными нормативными правовыми актами Национального банка. При осуществлении банковского перевода банки не несут обязательств в отношении проверки полученных платежных инструкций, кроме проверки на предмет их подлинности и оформления, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
4. Дебиторская и кредиторская задолженности, порядок их учета
Дебиторская задолженность – это суммы долгов и обязательств дебиторов перед организацией. Дебиторы – это лица, имеющие денежные и иные обязательства перед организацией (покупатели и заказчики, поставщики, работники, учредители, бюджет, банки и т.д.).
Учет дебиторской задолженности организации ведется на следующих счетах учета расчетов:
-
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
-
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
-
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
-
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
-
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
-
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
-
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
-
75 «Расчеты с учредителями»;
-
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;