ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1058
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫНЕСИТЕ — в глаголе во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс -И.
2) И ТАК (продолжалось долго) — союз и наречие пишутся раздельно.
3) ЗАДЕРЖАТ (нарушителя) — в глаголе I спряжения в форме 3-го лица множественного числа в будущем времени в личном окончании пишется -АТ.
4) ОБЕЗУМЕТЬ — переходный глагол пишется с суффиксом -Е-.
5) БЛЕДНОЛИЦЫЙ — в суффиксе прилагательного после Ц пишется буква Ы.
"Один великий царь..." Текст по А. Куприну. Прочтите текст и выполните задания 6-8.
(1) Один великий царь велел привести к себе поэтов и мудрецов своей страны и спросил он их:
(2) – В чем счастье?
(3) – В том,– ответил поспешно первый,– чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...
(4) – Выколоть ему глаза,– сказал царь равнодушно.
(5) – Следующий!..
(6) – Счастье – это власть. (7) Ты, царь, счастлив! – вскричал второй.
(8) Но царь возразил с горькой улыбкой:
– Однако я страдаю от болезни и не властен исцелить ее. (9) Вырвать ему ноздри, каналье. (10) Дальше!..
(9) – Быть богатым! – сказал, заикаясь, следующий.
(10) Но царь ответил:
– Я богат, а вопрошаю о счастье. (11) Довольно ли тебе слитка золота весом в твою голову? (12) Ты получишь его. (13) Привяжите ему на шею слиток золота весом в его голову и бросьте этого нищего в море.
(14) И царь крикнул нетерпеливо:
– Четвертый!
(15) Тогда вполз на животе человек в лохмотьях, с лихорадочными глазами и забормотал:
– О премудрый! (16) Я хочу малого! (17) Я голоден! (18) Сделай меня сытым, и я буду счастлив и прославлю имя твое во всей вселенной.
(19) – Накормите его и, когда он умрет от объедения, придите сказать мне об этом.
(20) И пришли также двое. (21)Один – мощный атлет с розовым телом и низким лбом. (22)Он сказал со вздохом:
– Счастье в творчестве.
(23) А другой был бледный, худой поэт, на щеках которого горели красные пятна. (24) И он сказал:
– Счастье в здоровье.
(25) Царь же улыбнулся с горечью и произнес:
– Если бы в моей воле было переменить ваши судьбы, то через месяц ты, о поэт, молил бы богов о вдохновенье, а ты, о подобие Геркулеса, бегал бы к врачам за редукционными пилюлями. (27)Идите оба с миром. (28) Кто там еще?
(29) – Смертный! – сказал гордо седьмой, украшенный цветами нарцисса.(30) – Счастье в небытии!
(31)– Отрубите ему голову! – молвил лениво властелин.
(32) – Царь, о царь, помилуй! – залепетал приговоренный и стал бледнее лепестков нарцисса. (33)– Я не то хотел сказать.
(34)Но царь устало махнул рукой, зевнул и произнес коротко:
– Уведите его... (35)Отрубите ему голову. (36) Слово царя твердо, как агат.
(37) Приходили еще многие. (38) Пришел и мудрец.
(39) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
(40) Мудрец же – и он был истинный мудрец – ответил:
(41) – Счастье в прелести человеческой мысли.
(42) Брови у царя дрогнули, и он закричал гневно:
(43)– Ага! Человеческая мысль! Что такое человеческая мысль?
(44) Но мудрец – ибо он был истинный мудрец – лишь улыбнулся сострадательно и ничего не ответил.
(45) Тогда царь велел ввергнуть его в подземную темницу, где была вечная темнота и где не было слышно ни одного звука извне. (46) И когда через год привели к царю узника, который ослеп, оглох и едва держался на ногах, то на вопрос царя: "Что? И теперь
ты счастлив?" – мудрец ответил спокойно:
(47) – Да, я счастлив. (48) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль.
(49) – Что же такое мысль? – воскликнул царь нетерпеливо. (50) – Знай, что через пять минут я тебя повешу и плюну в твое проклятое лицо! (51) Утешит ли тебя тогда твоя мысль? (52) И где будут тогда твои мысли, которые ты расточал по земле?
(53) Мудрец же ответил спокойно, ибо он был истинный мудрец:
(54) – Дурак! (55) Мысль бессмертна.
Задание 6. Анализ содержания текста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Счастье заключается в богатстве, власти, здоровье.
2) В воле царя было дать людям счастье.
3) Можно быть счастливым, не имея ничего, достаточно человеческой мысли.
4) Счастье можно получить, если поменяться судьбой с другим человеком.
5) Царь приказал привязать слиток золота и бросить нищего в море.
Задание 7. Анализ средств выразительности
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль
2) Но царь возразил с горькой улыбкой.
3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
4) Что такое человеческая мысль?
5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...
Задание 8. Лексический анализ
Замените устаревшее слово «молвил» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
ОГЭ 2022. Вариант №6
Задание 2
Прочитайте текст.
(1) Ежегодно, как правило, в промежутке между июнем и октябрём, новостные ленты сообщают нам о мощных тайфунах, бушующих на водных пространствах океанов и обрушивающихся на побережья южных островов или материков.
(2) Слово «тайфун» было заимствовано моряками из китайского
языка, где оно звучит как «тай фын» и обозначает «великий ветер». (З)Есть и другая версия происхождения этого слова — от имени древнегреческого мифологического существа Тифона, олицетворявшего силу вулканов, землетрясений и разрушений. (4)Этим грозным именем обозначают тропические циклоны, которые свирепствуют исключительно над поверхностью океана и характеризуются рекордным падением атмосферного давления у морской поверхности. (5)Огромная энергия бушующих воздушных масс обладает невероятным разрушительным потенциалом, но самые страшные последствия стихии случаются, когда тайфун обрушивается на береговую линию суши: чудовищная сила ветра без труда подхватывает людей, автомобили, срывает с домов крыши, с корнем вырывает деревья, а огромные волны выбрасывают на берег морские суда и смывают в океан многоэтажные здания.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
1) Простое предложение 1 осложнено вводной конструкцией, обособленным уточняющим обстоятельством и обособленными определениями.
2) Грамматическая основа одной из частей сложного предложения 2 — оно звучит.
3) В предложении 3 подлежащее другая версия.
4) В сложноподчинённом предложении 4 одна из частей — односоставное неопределённо-личное предложение.
5) Сложное предложение 5 включает семь грамматических основ.
Задание 3
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Екатерина II всегда считала себя продолжательницей дела Петра I по укреплению мощи (1) и славы России (2) увеличению её территории (3) и богатства (4) и нет ничего удивительного в том (5) что к столетию коронования великого императора (6) она задумала создать ему величественный памятник (7) а для этого в Россию был приглашён самый известный скульптор Франции (8) того времени — Этьен-Морис Фальконе.
Задание 4
Синтаксический анализ. Замените словосочетание «недоумённо замолчать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОРЕШЕК — в имени существительном после шипящей в безударном положении пишется суффикс -ЕК.
2) РАЗЪЯРИТЬСЯ — написание безударной гласной Я в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
3) НЕ ВСЯКИЙ — НЕ с наречием пишется раздельно.
4) ТКАНАЯ (скатерть) — причастие образовано от глагола несовершенного вида, пишется одна буква Н.
5) МАСЛИЦЕ — в имени существительном мужского рода ударение падает на основу, пишется -ИЦ-.
"Есть люди, которые болезненно переживают..." Текст по А. Алексину. Прочтите текст и выполните задания 6-8.
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.