Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «Инфоурок»
Реферат по теме:
Теория и методика обучения основным видам физкультурно-оздоровительной деятельности: футбол, гандбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, хоккей
Исполнитель
Баранова Ульяна Викторовна
Красноярск 2023
Введение .........................................................................................................3
-
Понятие и задачи физкультурно-оздоровительной деятельности.....4 -
Общие основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-оздоровительной деятельности ........................................5 -
Этапы обучения технике и тактике в спортивных играх (футбол, лёгкая атлетика, гандбол, плавание, баскетбол, волейбол, хоккей)....7
Заключение ...............................................................................................................9
Список литературы...............................................................................................10
Введение
На сегодняшний день спортивные и развлекательные мероприятия являются одной из форм человеческой деятельности, направленной на формирование полноценного здорового человека, это деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. Это так же важно, как труд или обучение.
Физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного человека, а также системы его гуманистического воспитания. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизирующей физическое и психофизиологическое состояние обучающихся в процессе профессиональной подготовки.
Время доказало, что образование является успешным только тогда, когда оно носит системный характер.
В настоящее время начинают складываться гуманистические образовательные системы. В то же время каждая система общего образования должна обеспечивать надлежащее место для физической культуры и отдыха. Это необходимо для установления баланса и укрепления связей между составными элементами образования.
1. Понятие и задачи физкультурно-оздоровительной деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность сознательно регулирует двигательную активность человека, направленного на развитие и совершенствование собственного здоровья и заботу о нем. Проблема заботы о собственном здоровье всегда будет самой важной, так как самое главное - его жизнь. Уход за здоровьем начинается с рождения, сначала он лежит в руках родственников и друзей, а затем в руках воспитателей в детском саду, немного позже в школе, зависит от работы учителей. Сама по себе она включает в себя систему организационных мер, направленных на улучшение ее функционального состояния, его реабилитацию посредством физической культуры.
Кроме того, это помогает повысить двигательную активность учащихся, развивать привычку к систематическим упражнениям, что станет отличной гарантией успешного развития личности, а также способствует физическому воспитанию, то есть процессу формирования потребности для физических упражнений в интересах всестороннего развития личности, физической культуры, развития ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, склонностей.
В соответствии с общими направлениями работы по комплексной программе раздела физкультурно-оздоровительной деятельности выполняет следующие задачи:
1. мастерство упражнений, которые способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, простуды, и овладение элементарными навыками умственной саморегуляции;
2. развитие основных двигательных способностей: быстрота движений, координации, общей выносливости, мышечной силы и гибкости;
3. освоение навыков организации и проведения игр и упражнений в процессе самостоятельной физической подготовки. Это один из самых важные разделы физической культуры и здоровья. В нем есть место теоретических и практических знаний и навыков, которые должны быть используемых на практике в повседневной жизни студентов. Обучение этому разделу находится в тесной связи с постоянным вниманием студентов о правилах выполнения требований здорового образа жизни.
2. Общие основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-оздоровительной деятельности
Структура преподавания технических приемов, тактических действий и развития физических качеств – целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих конкретные задачи, инструменты и методы, отражающие педагогические и психофизиологические закономерности формирования навыков. Обучение можно рассматривать как систему, поскольку компоненты этой системы:
1 - знания, технические и тактические действия и качество;
2 - обучающий и преподавание;
3 - учащийся и преподаватель;
4 - фиксация результата: уровень освоенности технико-тактических действий, комплекса специальных знаний.
В процессе обучения происходит развитие приема игры от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени:
1 - закрепление в сознании позиции обучения «что учить» и «как учить»;
2 - закрепление в сознании ученика позиции «что учиться» и «как учиться»;
3 - совместная деятельность обучающего и обучаемого в развитии знаний, навыков;
4 - фиксация результата: уровень мастерства технических и тактических действий, комплекс специальных знаний.
В этой системе обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, активного участия, проявлением профессионализма в обучении, зависит эффективность обучения.
При построении учебного процесса учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в нем выделяются следующие компоненты:
- целостная конкурентная конфронтация в игре;
- команда, группа, индивидуальные тактические действия в атаке, защита;
- методы игры в атаку, в защиту;
- особые физические и умственные качества, координационные способности;
- двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.
Формирование навыков игры происходит в обратном порядке по отношению к уровням структуры:
- создание качественной, координирующей, функциональной основы;
- развитие особых качеств и способностей;
- овладение методами (средствами) проведения игры (техники);
- овладение рациональными формами борьбы в игре (тактике);
- комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях - атлетический результат.
Со структурой конкурентной деятельности и этапами развития навыков игры связана классификация способов обучения техническим методам и тактическим действиям, используемым в обучении; они группируются в соответствии с их образовательной ценностью.
Отправной точкой в построении классификации является конкурентная игровая деятельность и те конкретные действия, с которыми спортсмены конкурируют с противником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения подразделяются на:
- соревновательные;
- тренировочные.
Соревновательные упражнения включают в себя двусторонние тренировочные игры, упражнения по тактике и технике – в атаке и защите.
Тренировочные занятия включают:
- специальные – ведущие (способствующие развитию технологии), подготовительные (разработка специальных физических качеств для конкретного приема);
- общеразвивающие – для развития моторных (физических) качеств (сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость), улучшение навыков естественных типов движений (расширение опыта работы с двигателем).
В единстве с этими упражнениями происходит овладение знаниями, воспитание умственных, волевых и личных качеств.
3. Этапы обучения технике и тактике в спортивных играх (футбол, лёгкая атлетика, гандбол, плавание, баскетбол, волейбол, хоккей)
Первый этап. Стадия создания предпосылок и ознакомления с техническим методом (тактическое действие). В качестве предпосылок для успешного обучения учатся моторный опыт учащегося, уровень развития физических качеств, знания об учебном процессе игры (ориентировочная основа действия и основные моменты поддержки, основные моменты движения).
Второй этап. Стадия обучения технического приема (тактическое действие). Это процесс практического развития, воспроизведение разучиваемого приема в соответствии с созданным образом, модель.
Третий этап. Этап улучшения технического приема (тактическое умение выполнять прием в сложных условиях).
Четвертый этап. Этап интеграции навыков техники и тактических действий в игру и соревновательные действия. Характерной особенностью этого этапа является совершенствование технических и тактических действий в структуре сложной игровой и конкурентной деятельности, в системе сочетания набора освоенных игровых технологий.
Таким образом, в процессе обучения и совершенствования, овладения методами и тактическими действиями от начальных навыков и к высокому мастерству в процессе соревнований в спортивных играх. Общая картина такова.
Формирование навыков предшествует физической подготовке (общей и специальной). С помощью ведущих упражнений происходит мастеринг структурных элементов трюков игры. Исходя из этого, с помощью методических упражнений продолжается освоение базовой структуры приема игры. Первоначально обучение проводится в условиях, которые облегчают процесс овладения техникой и, по возможности, исключают «ненужные» движения, присущие начальной стадии формирования навыка.
Когда обучаемые приобретают основу моторного мастерства, условия для приема приема постепенно меняются таким образом, что в процессе изучения техники учащиеся формируются с тактическими навыками, связанными с использованием приема в игре. Улучшение технического приема происходит в условиях, типичных для спортивной игры – упражнения в технике, игровые фрагменты, подготовительные к спортивной игре. Наконец, прием используется в двухсторонней игре, контрольных играх и соревнованиях.
Каждый предшествующий этап создает логическую основу для другого, как бы «трансформируется», преобразуется друг в друга. Итак, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изученного приема игры. Ведущие упражнения служат своего рода мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке. Техника упражнений, построенная в определенной системе осложнений, способствует формированию тактических навыков. На этой основе изучаются индивидуальные, групповые и командные тактические действия, фрагменты игры, образовательные двухсторонние игры с заданиями, игровые тренинги, контрольные и календарные игры.
Заключение
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление всех функций организма.
Целями и задачаи физкультурно-оздоровительной деятельности является:
- привлечение обучающихся к регулярной физической культуре и спорту;
- формирование здорового образа жизни;
- повышения уровня физического развития детей.
- организация занятий в спортивных секциях.
- ознакомление детей и молодежи с идеалами и ценностями спорта;
- формирование у детей и молодежи знаний, интересов, навыков, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку и в то же время позволяют ему правильно оценивать и полностью использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания и избегать их бесчеловечного использования.
Список использованной литературы
1. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 695 c.