Файл: Соцальнодемографические проблемы современной России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Имеет место тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном Я. Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек.
Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связана с другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.
При описании себя, наиболее часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, а женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных – чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.
Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте. Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуального дефицита», то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию. Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания.
Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации.
Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.
При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.
Психологические факторы старения
Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.
Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека.
Д.Ж. Курцмен пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет. Д.Ж Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.
Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям – как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.
Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения. В.С. Говоров отмечает, что старение – внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы. Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.
Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводится к сокращению приспособительных возможностей – резервов организма, ограничению механизмов саморегуляции, нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс – это мобилизация важных приспособительных механизмов. Научиться управлять процессом старения означает, научиться подавлять его первую составную часть и стимулировать вторую.
Нужно учитывать, что старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни.
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.
Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других – самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.
Одиночество может переживаться в любом возрасте, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. Согласно жизненным свидетельствам, люди наиболее схожи в том, что по мере старения они живут одни. Но все же человек, живущий один и одинокий человек – это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим, от одиночества может быть человек, живущий в большой семье. Это подтверждают исследования Перлмана и его коллег. Одиночество не предикат старости, даже ребенок может чувствовать себя одиноким.
Американские ученые полагают, что одиночество – проблема главным образом молодых. Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован, оно является ответом человека на складывающиеся обстоятельства. Пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых, хотя и в большей степени предрасположены, жить одни. Вероятно потому, что пожилые люди интерпретируют одиночество по-своему. Данное предположение подтверждают исследования Хоровиц и его последователей. Они определили, что понятие «одиночество» не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества, по их мнению, может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов. То есть одиночество в старости - понятие неоднозначное, имеющее социальный смысл.
Н.Ф. Шахматов указывал на то, что одиночество в старости – это либо реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимание и безразличие со стороны окружающих. Таунсенд обратил внимание на различия между социальной изоляцией и одиночеством у пожилых людей. Он установил, что люди, живущие в относительной изоляции, зачастую бывают, не так одиноки, как те, кто живет в семье. Он сделал вывод о том, что объяснением одиночества может выступать потеря близких, и это является более значимым в старости, чем социальная изоляция.
Выбор данной стратегии адаптации обуславливает постепенное снижение поведенческого контроля и рефлексии, в связи с чем, пожилые люди с трудом представляют или просто не задумываются о том, как видят и оценивают их окружающие. Однако, понимая, что поведение их бывает неадекватным, они часто отказываются от общения, все больше уходя в себя, и переживание одиночества перерастает у них в ощущение необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль.
Взаимодействия пожилых людей между собой также имеют свою специфику. Так они часто испытывают разочарование в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые, например, не соответствуют их идеалу. Пожилые люди бояться быть непонятыми, страшатся разочарований, предполагают неудачи в общении, и поэтому избегают его, хотя и страдают от его недостатка.
Одиноким людям присуща нехватка навыков общения и в других аспектах: они меньше интересуются окружающими людьми, задают меньше вопросов, в меньшей степени склонны поощрять и подбадривать собеседника, проявлять в меньшей степени благожелательность и доверие. Они не способны к экстраверсии и положительным невербальным проявлениям при помощи интонации, мимики.
Таким образом, для многих пожилых людей, переживших смерть супруга (супруги) увеличивается риск социальной изоляции. Различное отношение к одиночеству у мужчин и женщин свидетельствует в пользу точки зрения, что переживание одиночества является сугубо-индивидуальным чувством, не выходящим за рамки внешних условий. Субъективное ощущение одиночества и самоизоляция вызывает состояние неудовлетворенности жизнью и нередко служит причиной самоубийств пожилых людей.
Суицид – один из феноменов одиночества в пожилом возрасте. Так, в возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий. Пожилых людей старше 75 лет постоянно преследует мысль – уйти из жизни самостоятельно. Мужчины кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще женщин. Вдовы и вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Но все же в большей степени склонны к суициду хронические одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью, чувством неполноценности.
Наиболее важным результатом исследований одиночества является связь между глубоким одиночеством и низкой самооценкой. Согласно Вуд низкая самооценка может выступать и как причина и как следствие одиночества. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Чем положительнее пожилой человек оценивает самого себя и верит в то, что жизнь имеет смысл и цель, тем менее одиноким он себя чувствует. Выделяют 2-е точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой точке зрения, причиной одиночества является внутреннее психологическое самоотчуждение. Согласно второй точке зрения, низкая самооценка сопровождается системой установок и поведения, которое затрудняет социальное взаимодействие. Одиночество для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми.
Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связана с другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.
При описании себя, наиболее часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, а женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных – чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.
Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте. Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуального дефицита», то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию. Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания.
Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации.
Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.
При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.
Психологические факторы старения
Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.
Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека.
Д.Ж. Курцмен пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет. Д.Ж Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.
Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям – как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.
Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения. В.С. Говоров отмечает, что старение – внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы. Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.
Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводится к сокращению приспособительных возможностей – резервов организма, ограничению механизмов саморегуляции, нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс – это мобилизация важных приспособительных механизмов. Научиться управлять процессом старения означает, научиться подавлять его первую составную часть и стимулировать вторую.
Нужно учитывать, что старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни.
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.
Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других – самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.
Одиночество может переживаться в любом возрасте, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. Согласно жизненным свидетельствам, люди наиболее схожи в том, что по мере старения они живут одни. Но все же человек, живущий один и одинокий человек – это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим, от одиночества может быть человек, живущий в большой семье. Это подтверждают исследования Перлмана и его коллег. Одиночество не предикат старости, даже ребенок может чувствовать себя одиноким.
Американские ученые полагают, что одиночество – проблема главным образом молодых. Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован, оно является ответом человека на складывающиеся обстоятельства. Пожилые люди редко признают себя одинокими в отличие от молодых, хотя и в большей степени предрасположены, жить одни. Вероятно потому, что пожилые люди интерпретируют одиночество по-своему. Данное предположение подтверждают исследования Хоровиц и его последователей. Они определили, что понятие «одиночество» не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества, по их мнению, может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов. То есть одиночество в старости - понятие неоднозначное, имеющее социальный смысл.
Н.Ф. Шахматов указывал на то, что одиночество в старости – это либо реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимание и безразличие со стороны окружающих. Таунсенд обратил внимание на различия между социальной изоляцией и одиночеством у пожилых людей. Он установил, что люди, живущие в относительной изоляции, зачастую бывают, не так одиноки, как те, кто живет в семье. Он сделал вывод о том, что объяснением одиночества может выступать потеря близких, и это является более значимым в старости, чем социальная изоляция.
Выбор данной стратегии адаптации обуславливает постепенное снижение поведенческого контроля и рефлексии, в связи с чем, пожилые люди с трудом представляют или просто не задумываются о том, как видят и оценивают их окружающие. Однако, понимая, что поведение их бывает неадекватным, они часто отказываются от общения, все больше уходя в себя, и переживание одиночества перерастает у них в ощущение необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем-то контроль.
Взаимодействия пожилых людей между собой также имеют свою специфику. Так они часто испытывают разочарование в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые, например, не соответствуют их идеалу. Пожилые люди бояться быть непонятыми, страшатся разочарований, предполагают неудачи в общении, и поэтому избегают его, хотя и страдают от его недостатка.
Одиноким людям присуща нехватка навыков общения и в других аспектах: они меньше интересуются окружающими людьми, задают меньше вопросов, в меньшей степени склонны поощрять и подбадривать собеседника, проявлять в меньшей степени благожелательность и доверие. Они не способны к экстраверсии и положительным невербальным проявлениям при помощи интонации, мимики.
Таким образом, для многих пожилых людей, переживших смерть супруга (супруги) увеличивается риск социальной изоляции. Различное отношение к одиночеству у мужчин и женщин свидетельствует в пользу точки зрения, что переживание одиночества является сугубо-индивидуальным чувством, не выходящим за рамки внешних условий. Субъективное ощущение одиночества и самоизоляция вызывает состояние неудовлетворенности жизнью и нередко служит причиной самоубийств пожилых людей.
Суицид – один из феноменов одиночества в пожилом возрасте. Так, в возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий. Пожилых людей старше 75 лет постоянно преследует мысль – уйти из жизни самостоятельно. Мужчины кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще женщин. Вдовы и вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Но все же в большей степени склонны к суициду хронические одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью, чувством неполноценности.
Наиболее важным результатом исследований одиночества является связь между глубоким одиночеством и низкой самооценкой. Согласно Вуд низкая самооценка может выступать и как причина и как следствие одиночества. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Чем положительнее пожилой человек оценивает самого себя и верит в то, что жизнь имеет смысл и цель, тем менее одиноким он себя чувствует. Выделяют 2-е точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой точке зрения, причиной одиночества является внутреннее психологическое самоотчуждение. Согласно второй точке зрения, низкая самооценка сопровождается системой установок и поведения, которое затрудняет социальное взаимодействие. Одиночество для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми.