Файл: Конспект для проведения занятия со слушателями Учебного пункта в группе профессиональной подготовки пожарный по дисциплине Пожарностроевая подготовка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




УТВЕРЖДАЮ

Начальник УП 1 ПСО ФПС ГПС

Главного Управления МЧС России по «____» __________20 г


ПЛАН - КОНСПЕКТ

для проведения занятия со слушателями Учебного

пункта в группе профессиональной подготовки пожарный

по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка»
Тема № 1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Меры безопасности при проведении занятий.
I. Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 90 минут.
II. Цель занятия:

- учебная:

- изучить с личным составом принципы пожарно-строевой подготовки, её место в системе профессиональной подготовки. Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ФПС и анализ профессионально-прикладной подготовленности личного состава в отчётном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ФПС (в объёме настоящей дисциплины) в новом учебном году.

- воспитательная: Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе звена ГДЗС.
III. Литература:

1. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке

2. Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС) Государственной противопожарной службы (ГПС) (утверждена заместителем Министра МЧС России, генерал-лейтенантом внутренней службы Баженовым О.В. 18.11.2016 за номером 2-4-71-66-18; письмо МЧС России от 12.12.2016 за номером 18-8-3-4508)

VI. Расчет рабочего времени:

1. Организационный момент: 5 минут.

2. Опрос по пройденному материалу:10 минут

Развернутый план занятия: 75 минут.




п/п

Учебные вопросы

Время,

мин.

1

Пожарно-строевая подготовка

20

2

Формы и методы обучения личного состава

15

3

Последовательность обучения

15

4

Основные требования мер безопасности при проведении занятий

15













Закрепление нового материала: 5 минут.
















Задание на самоподготовку: 5 минут.















Конспект для проведения занятия по теме: «Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Меры безопасности при проведении занятий».




п/п

Изучаемый материал

Методические рекомендации

1.

2.

3.

4.


Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;

  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;

  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.


Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);

  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение);

  • упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

  • инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).


Последовательность обучения
Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

создание предварительного представления об упражнении;

разучивание упражнения;

закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;

  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;

  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;

  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;

  • разрешает пробные попытки;

  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

Задача третьего этапа обучения - добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель - на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения.

Она предусматривает:

личную подготовку руководителя занятия;

выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы;

определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

  • тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;

  • подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

  • определение цели и задачи учебного занятия;

  • подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

  • выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;

  • определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

  • уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

  • определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;

  • определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

  • определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также

  • состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

  • определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

  • решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;

обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;

напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

построения группы, расчета, приема рапорта;

проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.
Основные требования мер безопасности при проведении занятий.

При занятии с выдвижной лестницей необходимо: устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона или падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания занятий.

Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях необходимо: не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую и лестницу-палку; удерживать выдвижную лестницу во время подъема по ней или спуска людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом. В период прохождения личным составом подразделений ФПС специального первоначального обучения, его работа по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения страхующего устройства не допускается.

Перед занятиями по самоспасанию пояса пожарные, а также пожарные поясные карабины (далее – карабины) подлежат тщательному осмотру. Пояс пожарный не допускается к использованию на занятиях при: повреждении поясной ленты (надрыв, порез), неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки, нарушении целостности заклепок и отсутствие на них шайб, порыве заклепками или блочками материала поясной ленты, отсутствии хомутика для закладывания конца пояса, наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них, наличии разрывов кожаной облицовки пояса. Карабин не допускается к использованию на занятиях, если имеется его деформация (затвор не открывается или не полностью закрывается), пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

Спасательная веревка проверяется начальником караулов – перед каждым использованием на занятия. Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Спасание и самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю, спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании – за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на поясной карабин пожарный.

Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также не состоящих в боевом расчете.

При проведении боевого развертывания запрещается:

начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов открытый огонь;

одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмент, ПТВ, и др.);

переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Учебная башня

Перед началом занятий (соревнований) руководитель обязан:

убедиться в исправности страхующих устройств;

проверить состояние предохранительной подушки;

проверить наличие на страховочных веревках бирок подтверждающих время их испытаний;

провести проверку работы страхующих устройств и прочности веревок.

определить порядок страховки личного состава при работе на высоте и назначить страхующих;

провести инструктаж о мерах безопасности с участниками занятий и страхующими;

опросить личный состав о состоянии здоровья.

Подушка и площадка перед учебной башней осматриваются и освобождаются от посторонних предметов (камней и т.п.).Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен.

Страхующие устройства учебных башен перед использованием необходимо подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку, и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации.

Для проверки на страховочном конце веревки, пропущенной через страхующее устройство, подтягиваются и зависают на 2-3 сек. три человека. Если при такой нагрузке веревка не проскальзывает в страховочном устройстве и не вытягивается, страхующее устройство и веревка считаются пригодными к использованию;

К выполнению упражнений на учебной башне допускается личный состав в боевой одежде, сапогах, каске, пожарном поясе с карабином. Участникам соревнований разрешается использовать облегченную спецодежду, обувь и снаряжение.

Использование поясов и карабинов не прошедших испытание запрещается.

Участники занятий (соревнований) при подъеме на башню по штурмовой лестнице, при комбинированном подъеме с использованием трехколенной и штурмовой лестниц, при самоспасании должны страховаться спасательной веревкой пропущенной через страховочное устройство.

Страхование участников выполняют назначенные руководителем страхующие. Контроль за правильностью выполнения страховки возлагается на руководителя занятий (соревнований).

Пожарные полигоны и огневые полосы психологической подготовки пожарных

Психологическая подготовка личного состава подразделений ГПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающих при тушении пожаров.

К занятиям на полигоне пожарном или огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объеме специального первоначального обучения и сдавшие зачет, о чем делается запись в Журнале инструктажей.

Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях – теплоотражательных костюмах и СИЗОД.

Руководитель занятий перед началом занятий обязан:

проинструктировать личный состав подразделений ГПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;

установить единый сигнал оповещения людей об опасности;

опросить обучаемых о состоянии здоровья;

проверить исправность технологического оборудования полигона и снарядов огневой полосы.

Для имитации пламени разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

Необходимо не допускать растекания горючих жидкостей на путях движения личного состава подразделения ГПС.

Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг горючих жидкостей на технологическом оборудовании полигона должен производиться с помощью дистанционной системы разового или многоразового действия; на снарядах огневой полосы – с помощью специальных факелов длиной не менее 1 м.

Зоны огня и высокой температуры личный состав подразделений ГПС должен преодолевать быстро, не теряя друг друга из вида, не производя глубоких вдохов. Замыкает группу командир отделения или звена.

При проведении занятий около снарядов и препятствий, на которых применяется открытый огонь, выставляются посты безопасности в составе отделения на пожарной автоцистерне. От автоцистерны прокладываются рукавные линии со стволами по одной к каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос автоцистерны должны работать на холостом ходу.

Запрещается:

проведение занятий на полигонах и огневых полосах в ночное время;

допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.

Теплодымокамера

Ответственность за соблюдение ТБ в период тренировок личного состава в ТДК возлагается на руководителя занятий.

До начала тренировок в ТДК ответственный за ТБ должен убе­диться в исправности системы аварий­ной вентиляции, освещения, громкоговорящей связи, приборов контроля температуры

Тренировки личного состава выполняются в боевой одежде и сна­ряжении, а при необходимости в теплозащитных костюмах (ТК, ТОК). При тре­нировке в ТДК звено ГДЗС рабо­тает в связке (или с направляющим тросом) и обеспечивается средствами связи, позволяющими осу­ществлять контакт газодымозащитников между собой и с ПБ ГДЗС.

Для поддержания постоянной связи со звеном ГДЗС, работающим в ТДК, выставляется постовой на посту безопасности.

Очередное звено ГДЗС является резервным, оно предназначено для оказания при необходимости по­мощи работающему звену.

Для оказания первой медицинской помощи в случае получения пожарными травм или при появлении у них стрессового перенапряжения необходимы аптечки со следующим набором медикаментов: ацизол (антидот оксида углерода); анальгетики (50% раствор анальгина 2,0 мл, фенганила I флакон); настойка йодная; марганцовокислый калий в кри­сталлах; лейкопластырь; бинты (не менее 3 шт); борная кислота; трубка или жгут длиной 100 см; транспортно-иммобилизационные шины; настойка валерианы; валидол; вата; нашатырный спирт.

В случае отравления газодымозащитников продуктами горения или при получении теплового удара не­обходимо вызвать скорую медицин­скую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.

Дать под запись

Дать под запись

Дать под запись

Дать под запись





Разработал:

Преподаватель специальных дисциплин УП

1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по
«____» ____________ 20___ г.