Файл: Обряд одаривания новорожденного ребёнка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обряд одаривания новорожденного ребёнка

Перед началом обряда ведущая раздаёт гостям предметы: ножик, ножницы, пуговицу на верёвочке, пулю на верёвочке, и просит придумать пожелания для ребёнка, детей (для мальчика и для девочки): Дорогие гости, мы покажем вам обряд одаривания новорожденного ребёнка. Вот вам предметы, которые пригодятся для этого.

  • В женской половине избы сидит возле люльки-качалки хозяйка дома, напевает колыбельную песню родившимся малышам:

Пай-пай, палымай, Баю-баю, балымай,

Узу-узу, палымай. Узу-узу, балымай.

Уга-уга, эрчекеш, Ой-ой, казымай,

Узу-узу, май-май… Баю-баю, балымай…

  • В мужской половине избы на лавке сидит её супруг, делает лук и стрелы, натягивает тетиву.

Входят «гости». Приветствуют хозяев дома (поклонившись)

-Эзен, хозяюшка.- Эзен, хозяин.

Хозяева им отвечают:

-Эзенноктар, добрые люди.

Ведущая рассказывает гостям:

-Мы с вами в гостях у Анны и Николая. Недавно в их семье родились дети, мальчик (оолак) и девочка (кысчак). Рождение ребёнка в шорской семье отмечалось скромно. Однако, ряд обрядовых действий и сейчас проводят во многих семьях. После родов пуповину ребёнка заворачивают в тряпочку (шубурек) и прячут в сухое место. Позднее её зашивают в мешочек «чаарых», украшенный раковинами (каури) и пуговицами (илбик), и привязывают к люльке (пежик). Вот здесь он и будет висеть, пока ребёнок не станет ходить ножками.


- Что ты сейчас делаешь, Николай?

-Мастерю для сына лук и стрелку – символ охотника и атрибут древнего нашего божества плодородия Умай-эке. Это она даровала нам детей. Лук (оксум ) и стрелы (соган) подарю сыну, станет он добрым охотником и защитником нашего рода.

Ведущая:


-А имя для сына уже придумал?

-Назову его Ураз, так сказал шаман-кам, пусть будет счастливым и делает хорошие дела.

Ведущая:

-В шорской культуре в выборе имени ребёнку могли принять участие мать, отец, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся в избе во время родов. Главным условием было
, чтобы имя не совпадало с именем отца, брата или деда. А при крещении священник давал ребёнку другое имя по христианскому календарю. Обратимся теперь к молодой маме (иче).

Ведущая обращается к хозяйке избы:

-Эзен-пер, эмдеги (хозяюшка)! Как Ваше казык? (здоровье)

Она отвечает: - Казык чакшы (здоровье хорошее)

Ведущая: - Мы пришли поздравить вашу семью с рождением малышей (кичиг пала) и принесли вам подарки (сый). С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик (для мальчика) и ножницы (для девочки), привязывали к ней пулю (для сына) и пуговицу (для дочки). Эту избу посетило настоящее счастье. В семье родились двое малышей, мальчик и девочка, поэтому и подарки будут особые.

Обращается к гостям (жюри): - Дорогие гости, прошу вас одарить малышей оберегами (шеберлен) и произнести пожелания (пак).

Гости кладут ножик и ножницы в колыбельку, привязывают пулю и пуговицу., говорят слова поздравления и пожелания родителям и малышам.

Ведущая, отец и мать благодарят: - Алгыш ползун, добрые люди.