Файл: I. теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты оценивания проектной деятельности показали, что учащиеся ответственно и серьезно подошли к работе над проектом.

Можно отметить, что учащиеся остались довольны своей работой, им понравилось создавать проекты.

Цель занятия достигнута.

Занятие 9

Цель занятия: определить насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.

Каждому учащемуся был предложен для индивидуальной работы проект «Задача бригадира».

Учащееся самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.

Затруднений на этом занятии не возникло, ребята еще раз повторили и закрепили свои знания по проектной деятельности, осуществили все этапы работы над проектами.

В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность предложенной деятельностью, пожелали, чтобы работы такого вида были на уроках.

Анализируя деятельность каждого ученика на этом занятии, можно говорить о достижении поставленных целей и задач курса.

2.3. Результаты кружка, посвященного организации проектной деятельности

Рассмотрим результаты работы, описанной в предыдущих пунктах.

Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализована, поскольку учащиеся успешно самостоятельно организовали работу над проектом «Расчет затрат на еду в месяц семьей из 3 человек», на презентации осознанно оперировали полученными теоретическими знаниями. Но здесь нельзя говорить о том, что учащиеся овладели прочными умениями и навыками, так как продолжительность этого этапа мала, и он не включал в себя весь объем материала по проектной деятельности. Теоретический блок материала. Изложенного на данном этапе содержал лишь необходимые данные для организации проектной деятельности в рамках кружка по математике.

Цель второго шага нашей работы заключалась в осуществлении работы над проектом «Строительство дачи».
Цель была достигнута, поскольку учащимися выполнен предложенный проект на достаточно высоком уровне. Деятельность школьников носила самостоятельный и творческий характер. Учитель на этом этапе выступал в роли консультанта, наставника, его задачей на данном этапе была организация деятельности учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности и не допустить стихийный характер самостоятельности учащихся. Дополнительной целью для себя мы выдвинули: определить, насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении. Эта цель была реализована на последнем девятом занятии кружка.

Третий шаг проделанной работы – проанализировать проведенную работу математического кружка «Строительство дачи».

На каждом занятии учащимся предлагалась анкета, по ответам на которую получены следующие результаты.

Всем участникам кружка понравилось осуществлять проектную деятельность. Можно посмотреть тенденцию развития интереса школьников к проектной деятельности на предложенной ниже диаграмме. Причем, если ученик отвечал не уверенное «да», то мы считали ответ отрицательным.

Диаграмма «Развитие интереса школьников к проектной деятельности»

Отвечая на второй вопрос анкеты, ребята говорили, что проведенные занятия дали им:

1. Возможность ознакомиться с процессом разработки плана садового участка;

2. Знания и умения из области проведенных расчетов;

3. Позволили увидеть реальность осуществления идеи проекта;

4. Знания по решению задачи, не знакомые ранее;

5. Знания по проектной деятельности;

6. Умение составлять план предстоящей работы;

7. Воплощать идеи в реальность;

8. Умение работать с информацией.

В качестве предложений ребята выдвинули идеи об организации проектной деятельности во время уроков, предложили темы проектов.

Критерии эффективности проведенной работы определялись на основе формирования умений, представленных в таблице.


Критерии сформированности умений

Решение проблемы




Постановка проблемы




Уровень I

— называет причины, по которым он приступил к работе над проектом

Уровень II

— описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию

Уровень III

— самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя

Уровень IV

— самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации

Целеполагание и планирование




Уровень I

— демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем

Уровень II

— самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя

Уровень III

— самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, оценивает промежуточные результаты

Уровень IV

— предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;

Оценка результата




Уровень I

— сравнивает полученный продукт с его описанием

Уровень II

— определяет соответствие полученного продукта запланированному, на основе заранее заданных критериев

Уровень III

— дает рекомендации по использованию полученного продукта, обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач

Уровень IV

— определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом, оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией

Работа с информацией




Поиск информации




Уровень I

— следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем

Уровень II

— определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, определяет «белые пятна» в имеющейся информации,

Уровень III

— определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации

Уровень IV

— указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе

Обработка информации




Уровень I

— делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации

Уровень II

— определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта

Уровень III

— делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия)

Уровень IV

— делает аргументированный вывод на основе информации

Коммуникация




Публичное выступление




Уровень I

— готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту, отвечает на уточняющие вопросы

Уровень II

— делает публичное выступление о цели, ходе, результатах проекта, обращает аудиторию к наглядным материалам, отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.

Уровень III

— самостоятельно ставит цель публичного выступления, использует средства невербального воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы

Уровень IV

— демонстрирует владение способами воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции, организует обратную связь с аудиторией

Письменная коммуникация




Уровень I

— соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем

Уровень II

— демонстрирует владение способами представления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.)

Уровень III

— Определяет цель и аудиторию для предъявления информации

Уровень IV

— Самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.

Решение задачи практического характера




Уровень I

— умение не сформировано. Задача не решена

Уровень II

— задача решена, учащийся затрудняется обосновать решение или даны верные рассуждения, но ответ задачи неверный

Уровень III

— задача решена верно, даются пояснения по ходу решения не всегда верные

Уровень IV

— задача решена верно, даны пояснения всем этапам решения


К предложенным критериям нами добавлен критерий сформированности решения задачи практического характера на оптимизацию.

Анализируя последнее занятие кружка, его результаты и работы учащихся получены следующие результаты:

Сформированность умения ставить проблему

Сформированность умения определять цель и задачи работы

Сформированность умения определять результат проектной деятельности:

Сформированность умения осуществлять поиск информации

Сформированность умения обрабатывать информацию

Качество публичного выступления

Качество письменного оформления проекта

Решение задач практического характера

Из вышеприведенных диаграмм видно, что все участники проектной деятельности в той или иной мере овладели умениями, формируемыми в процессе реализации проектной деятельности. У всех учащихся сформировалось умение решать простейшую задачу на максимизацию. Таким образом, можно сказать, что организованная проектная деятельность дала положительные результаты. Для полного формирования рассмотренных умений считаем необходимым, включать элементы проектной деятельности в процесс обучения математике, это удобнее реализовать в цикле внеклассных мероприятий.

Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые необходимо найдут применение в повседневной практической жизни ребенка, в курсе изучения многих других дисциплин. Как вариант, можно рассмотреть применение ЭВМ в процессе организации проектной деятельности школьников по математике.

Выводы по второй главе

1. Организация проектной деятельности должна включать в себя связь с математикой (это будет способствовать поддержанию интереса к предмету, изучению материала, выходящего за рамки школьной программы), реализацию творческого потенциала учащихся, обязательно самостоятельную работу школьников, направленную на приобретение новых знаний и умений

2. Организация проекта «Строительство дачи» требует от учителя тщательной подготовки. Сам организатор должен обладать навыками педагогического проектирования и его составляющими (умелая организация учебного процесса, управленческие навыки и рефлексивные способности).

3. Проектную деятельность целесообразнее осуществлять в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй — непосредственная самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы, выявление уровня овладения навыками проектной деятельности, определение уровня сформированности «проектных умений».


4. Проведенный анализ занятий и результатов кружка показал, что проведенная работа на математическом кружке «Строительство дачи» дала положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

5. Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

Заключение

Подведем итоги проведенной работы.

Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.

Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.

Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.

В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения математике в литературе освещена недостаточно полно.

Разработана и внедрена в процесс обучения математике 9 класса методика организации проектной деятельности (кружок «Строительство дачи»). Проведен анализ занятий кружка, выявлены положительные результаты проведенного внедрения. Занятия кружка способствовали формированию умений, выделенных в дипломной работе.

Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.

Для дальнейшего развития умений считаем необходимым организацию проектной деятельности в дальнейшем обучении школьников. В качестве продолжения работы предлагаем рассмотреть возможность установления межпредметных связей учебных предметов в процессе организации проектной деятельности, методику организации проектной деятельности с применением ЭВМ.

Приложение 1