Файл: Терминологический словарь огэ по обществознанию человек гениальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Терминологический словарь ОГЭ по обществознанию

ЧЕЛОВЕК

Гениальность – это наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных; создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитие культуры, жизни общества.

Деятельность – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.

Задатки – потенциальные возможности человека, присущие каждому от рождения: физические качества, особенности строения мозга и нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей.

Игра – свободная развивающая деятельность осуществляется, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности; часто имеет определенные правила; обычно определяет некоторую воображаемую обстановку.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Индивидуальность – сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.

Инстинкт – это врожденная склонность, которая обуславливает сложное автоматическое поведение, образ действий.

Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важнейших социальных качеств, а именно: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.

Межличностные отношения – это эмоционально окрашенные взаимоотношения между людьми, которые проявляются в особенностях взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностный конфликт это открытое столкновение личностей в процессе их взаимоотношений на основе возникших противоречий.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, мыслями, чувствами.

Объект деятельности – то, на что/кого направлена деятельность, в качестве объекта могут выступать предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.

Одаренность – это ступень способностей, такое их сочетание, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той либо иной деятельности.


Потребности – нужда человека в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (виды потребностей: естественные, социальные и духовные).

Рациональное познание – это сторона познания, которая осуществляется посредством мышления, соотносит существенные свойства предметов и далее делает выводы из разных суждений.

Рефлекс – реакция организма на воздействие окружающей среды.

Социализация – процесс усвоения человеком норм и правил поведения в обществе, культурного ценностей, овладения социальными ролями.

Способности – особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью; к видам способностей относят общие (интеллектуальные) и специальные (музыкальный слух, математические).

Субъект деятельности – им является человек (социальные группы, общество в целом).

Талант – это высокий уровень развития способностей, позволяющих личности успешно реализовать себя в какой-либо сфере человеческой деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности.

Творчество – создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Темперамент – это совокупность психологических особенностей человека, которая обусловлена типом его высшей нервной деятельности.

Труд – процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создает предметы, необходимые для удовлетворения потребностей его и общества.

Учение/познание – процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.

Характер – это устойчивые, индивидуальные свойства личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Цель деятельности – образ желаемого результата деятельности.

Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть и др.).

Чувственное познание – это сторона познания, с его помощью мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.

Эмоции кратковременные переживания человеком каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.



ОБЩЕСТВО

Глобализация – процесс интеграции (сближения) государств и народов в разных сферах деятельности.

Глобальные проблемы – мировые проблемы, которые человечество может решить только совместными усилиями; от решения которых зависит его дальнейшая судьба.

Индустриальное обществоэто тип общества, в экономике которого преобладает промышленное производство и которое сформировалось в результате промышленной революции.

Общественный прогресс – это направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед, к более совершенному.

Общественный регресс – это направление развития общества, для которого характерен переход от высшего к низшему; процессы деградации, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Общество (в широком смысле) – 1) все человечество в прошлом, настоящем и перспективе;

2) все население Земли, совокупность народов и стран.

Общество (в узком смысле) – определенный этап исторического развития (например, феодальное общество), либо группу людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество рыболовов-любителей).

Постиндустриальное (информационное) общество – тип общества, в экономике которого в результате научно-технической революции произошёл от преимущественного производства товаров к производству знаний и услуг.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Сферы общественной жизни – это основные подсистемы жизни общества (духовная, экономическая, социальная, политическая).

Традиционное общество – тип общества, жизнь в котором регулируется традициями и обычаями.

Эволюцияэто процесс постепенного изменения в лучшую сторону путем реформ.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Балет – это спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение.

Гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.


Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность.

Доказательность – это обоснованность любого научного теоретического положения.

Духовная культура – включает в себя науку, искусство, образование, религию, мораль и т. д.

Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Жизненные ориентиры – ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом и государством.

Искусство – форма (область) духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Консерватория – классическое музыкальное высшее учебное заведение.

Культура – 1) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления и т. д.).

2) творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и себя самого.

Культура (в широком смысле) – все, что создано и создается человечеством в процессе преобразования природы.

Литература – это отражение действительности и/или авторского замысла в словесно-письменных образах.

Массовая культура – культура, которая создается для развлечения, отвлечения от повседневных проблем и одиночества; произведения рассчитаны на получение прибыли.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Музей – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение, а также здание, в котором находится это учреждение.

Музыка – искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов.

Народная культура – культура, которая создается несколькими поколениями; профессиональными, возрастными группами; произведения обычно не имеют конкретного автора, отражают повседневную жизнь людей.

Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления; ее отличает наличие специального языка и методов исследования, проверяемость и доказуемость выводов, логичность, стремление к получению истинных знаний.


Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Образование – это процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями.

Объективность – это независимость научного знания от особенностей познающего субъекта.

Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Прикладные науки – науки, которые ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни общества.

Религия – определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное и возможность общения с ним.

Свобода совести – это свобода морально-этических воззрений человека.

Скульптура – вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения.

Совесть – форма морального самоконтроля личности.

Театр – род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой.

Университет – высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам.

Филармония – учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Фундаментальные науки – науки, которые изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества; полученные результаты не рассчитаны на практическое применение.

Художественный образ – отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение к нему творца; в художественном образе объединяются позиция автора-творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя.

Школа 1) учебное заведение для получения общего образования;

2) социальный институт, выполняющий функцию социализации личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков, творческих развития способностей.

Элитарная культура – культура, произведения которой адресованы узкому кругу знатоков и ценителей, малопонятны и неинтересны массовому зрителю.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Авторитарная семья – семья, в которой признаётся авторитет главы семьи, безоговорочно выполняются его требования, существуют принудительные меры воздействия.

Демократическая семья