Файл: Тема Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
Тесты:
1. Муниципальное право как отрасль права - это:
а) Совокупность взглядов, идей, представлений о предмете муниципального права
б) Совокупность экономических, политических и иных общественных интересов
в) Совокупность норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права
г) Совокупность правовых норм посредством которой регулируются и закрепляются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления муниципального самоуправления
д) Совокупность правовых норм в процессе осуществления местного самоуправления
2. Муниципально-правовой институт - это:
а) Система особых муниципально-правовых норм
б) Система однородных отношений, регулируемых нормами права
в) Часть системы муниципально-правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений
г) ВУЗы находящиеся на территории муниципального образования
д) Учебные заведения осуществляющие подготовку муниципальных служащих
3. Особенности муниципальных норм состоят в том, что они:
а) Содержатся только в законах
б) Регулируют особый вид общественных
в) Регулируют особый вид общественных отношений, но не во всех нормах устанавливаются права и обязанности субъектов
г) Содержатся только в уставах муниципального образования
д) Содержатся только в законах субъектов Российской Федерации
4. Какие из перечисленных наук являются просветительными?
а) Конституционное право, муниципальное право, уголовное право
б) Теория государства и права, муниципальное право, финансовое право
в) Криминалистика, муниципальное право
г) Криминология, педагогика
д) Все перечисленные
-
Предмет муниципального права - это:
а) общественные отношения, участниками которых являются органы местного самоуправления
б) общественные отношения, возникающие в процессе осуществления населением вопросов местного
в) общественные отношения, возникающие в процессе осуществления решений местной власти
г) общественные отношения, связанные со способностью населения решать вопросы местного значения, с организацией и деятельностью органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и с функционированием отраслей местного хозяйства
Практические задания
1. Сравните между собой конституционное право, административное право и муниципальное право по следующим основаниям: предмет отрасли, метод правового регулирования, институты, источники. В целях выявления общего и особенного заполните таблицу:
Показатели для сравнения | Муниципальное право | Конституционное право | Административное право |
Предмет отрасли | Отношения в сфере осуществления местного самоуправления | Общественные отношения, урегулированные данной отраслью права | Совокупность общественный отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность |
Метод правового регулирования | Совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулируют их. | Способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования | Приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования |
Институты | Территориальные основы местного самоуправления; муниципальные органы и должностные лица; вопросы местного значения и полномочия муниципальной власти; муниципальные выборы и местные референдумы; муниципальная служба и тд | Институт права и свобод человека и гражданина, органов государственной власти; институт гражданства; институт территориального устройства; институт местного самоуправления | Институт государственной службы; институт органов государственного управления; институт органов муниципального уровня; институт ответственности административного характера; институт охраны собственности посредством административно-правовых норм |
источники | Конституция РФ; Международные договоры РФ; Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003г); Указы Президента РФ (федеральный уровень); Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления , требующим единой регламентации в границах всей РФ); Муниципальные правовые акты; Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ); Договорные источники; Решения, принятые на сходе/собрании граждан | Конституция РФ; Международные договоры РФ; ФКЗ;ФЗ; Законы субъектов; Указы Президента РФ; Постановления Правительства; Ведомственные акты; Акты палат Федерального собрания; иные НПА субъектов | Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; постановления Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик – субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);правовые акты органов местного самоуправления, их администрации исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий |
2. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?
Местное самоуправление (ч.2 ст.1 ФЗ №131 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ») –форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление(Европейская хартия) – право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность в интересах местного населения.
Сходства: в 2ух понятиях говорится о том, что деятельность МСУ осуществляется в интересах населения.
Отличия: в первом понятии, МСУ трактуется как форма осуществления народом своей власти, а во вторых, как право и способность органов МСУ решать публичные дела и управлять ими.
Но обобщив 2 понятия, я могу сделать вывод, что эти определения весьма похожи и существенных различий не имеют.
Тема 2. Основные теории и модели местного самоуправления
Тесты:
1. К теориям местного самоуправления относятся:
а) свободной общины, государственная, социального обслуживания, германская
б) свободной общины, общественная теория, государственная, политическая
в) общественная, государственная, социального обслуживания, французская
г) все ответы неправильные
2. Сторонниками общественной теории местного самоуправления были:
а) Градовский, Безобразов, Коркунов
б) Ленин
в) Гнейст, Штейн
г) Турэ, Гербер, Токвиль, Моль
3. Реформы Александра II в области местного самоуправления были проведены под влиянием:
а) общественной теории
б) государственной теории
в) теории свободных общин
г) хозяйственной теории
4. Научное обоснование раньше других теорий получила:
а) теория дуализма
б) государственная теория
в) теория свободной общины
г) хозяйственная теория
5. Суть англосаксонской модели местного самоуправления состоит в том, что:
а) существует система административного контроля центральной власти
б) органы местного самоуправления решают местные дела не только от своего имени, но и по поручению государства
в) государственные задачи решаются лицами публичного права
г) муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, действующие на основе закона
Практические задания
1. На основе анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составьте перечень федеральных законов, иных актов, которые должны быть приняты в его развитие и сравните с перечнем тех федеральных законов, которые уже приняты на сегодняшний день.
2. Президент РФ своим Постановлением назначил на постоянной основе 18 представителей Российской Федерации в Палату местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Губернатор Свердловской области, как и мэр Екатеринбурга, не вошли в их состав, хотя изъявляли свое желание как руководители достаточно крупных и важных в России субъекта и муниципального образования.
Допустил ли Президент ошибки при назначении Представителей России в Совет Европы? Вправе ли губернатор Свердловской области и мэр Екатеринбурга являться такими представителями? Дайте аргументированный комментарий действий Президента, Губернатора и мэра.
2. Жители поселения приняли на местном референдуме Устав созданного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган соответствующего субъекта РФ с просьбой зарегистрировать данный устав. Законодательный орган отказал на том основании, что принятый устав в качестве единственного института местного самоуправления в поселении называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривалось. Представители жителей поселения доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Кто в данной ситуации прав и почему? Проанализируйте все возможные на практике варианты действия, учитывая возможные модели организации местного самоуправления в России.
1.
1)ФЗ «О формировании местного бюджета в субъектах РФ»
2)Постановление Правительства «о статусе исполнительно распорядительных органов муниципальных образований в РФ»
3)Указ Президента «Об оценке эффективности органов МСУ»
4)проект закона «О механизме взаимодействия муниципального образования»
5)проект закона «О сотрудничестве органов МСУ»
6)ФЗ «об общих принципах МСУ в РФ»
2.
-В Конгресс утверждает Президент РФ своим распоряжением от 28.07.2012 «Об утверждении и составе делегации…»
-Членство представителей определяется скором на 4 года
-Количество представителей состоит из 18 членов и 18 заместителей
-Членами могут быть только те, кого избрали на выборах
Поэтому вправе, но только субъектов в стране намного больше, чем 18 (85), а выбрать нужно только 18.
3.
1)из континентальной:
-четкая регламентация функционирования органов МСУ
-наличие на местах специально уполномоченных лиц
2)из англосаксонской:
-контроль за деятельностью местных органов управления
-четкое законное закрепление перечня полномочий
3)из смешанной:
-значительная свобода действий в сфере жизнеобеспечения
-мощная социальная поддержка
-широкие возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности.
4.
В данной ситуации правы представители жителей населения, так как в ФЗ «Об общих положениях…» в п.3 ст.8 говорится о том, что Устав органов МСУ принимается обязательно и самостоятельно. Также в п.1 ст.131 Конституции РФ структура органов МСУ определяется населением самостоятельно, нет причин в отказе принятия Устава.
Тема 3. История становления местного самоуправления
Тесты:
-
Развитие местного самоуправления началось с земской и городской реформ, которые проводились:
а) Александр I
б) Николаем II
в) Александром II
г) Павлом I
-
Представительными органами земского самоуправления являлись:
а) уездные земские собрания