Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ЛЕСОВОДСТВО
Методические указания и контрольные задания
для студентов –заочников образовательных
учреждений среднего профессионального образования
по специальности 2604
Лесное и лесопарковое хозяйство
пос. Правдинский
1999
Методические указания составлены
в соответствии с примерной
программой по дисциплине
«Лесоводство» специальности 2604
Лесное и лесопарковое хозяйство,
утвержденной Управлением кадров
Рослесхоза 03.03.1998 г.
Составители: Канцер В.К., преподаватель Бузулукского лесхоза-
техникума
Садов А.Б., старший методист УМЦ Рослесхоза
Рецензенты: Антипенко Т.А., преподаватель Правдинского
лесхоза-техникума
Талалаева Н.Д., преподаватель Хреновского
лесхоза-техникума им. Г.Ф.Морозова
Реус Н.В., преподаватель Суводского лесхоза-
техникума, заслуженный лесовод РФ
Редакторы: Соснин В.Ф., зам. директора УМЦ Рослесхоза
Нехайчук О.Г., методист УМЦ Рослесхоза
Компьютерный набор:
Малова Л.Н., УМЦ Рослесхоза
Ответственный за выпуск:
Отставнов Б.Д., директор УМЦ Рослесхоза
Подлежит возврату на заочное отделение
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Лесоводство» предусматривает изучение леса как объект природы и хозяйственной деятельности человека, экологической роли леса.
Лесоводство разрабатывает и внедряет научно-обоснованные способы рубок главного и промежуточного пользования, которые обеспечивают естественное возобновление леса и формирование высокопродуктивных древостоев; применяет новые технологии рубок главного пользования, а также рубок ухода за лесом, способствующие повышению продуктивности древостоев и т. д., вооружает специалиста знанием методов лесовыращивания и рационального лесопользования.
Г.Ф. Морозов считал, что лесоводство является искусством, которое не только учит пользоваться лесом без его истощения, но и решает более трудную задачу – преобразование лесной действительности в таком направлении, чтобы она полнее и лучше удовлетворяла потребности человеческого общества. Принцип Г.Ф. Морозова - рубка и возобновление леса – синонимы - остается приемлемым для лесовосстановления ценных древесных пород до сих пор.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
-
о связи лесоводства с другими дисциплинами; -
о перспективах развития лесоводства;
знать:
-
экологическую и хозяйственную роль лесов; -
задачи лесоводства; -
лесохозяйственную классификацию лесов; -
системы и комплексы лесохозяйственных мероприятий; -
системы и способы рубок главного пользования; -
выборочные, постепенные и сплошные рубки; -
порядок отпуска леса на корню; -
порядок отвода, аттестации и передачи лесосек; -
технологию и организацию лесосечных работ; -
способы и сроки очистки мест рубок; -
меры содействия естественному возобновлению леса; -
цели и принципы реализации рубок ухода за лесом; -
проектирование ухода за лесом; -
порядок отвода лесосек под рубки ухода; -
технологию, организацию рубок ухода за лесом; -
заготовку живицы, второстепенных лесных материалов и других продуктов леса; -
организацию и регулирование функционального и другого целевого пользования лесом; -
основные направления сохранения и повышения продуктивности насаждений, оценку эффективности л/х мероприятий; -
формы лесопользования и лесопользователей;
уметь:
-
определять группы и лесохозяйственные округа лесов; -
устанавливать системы и способы рубок в соответствии с целевым назначением лесов; -
оформлять документацию по отпуску древесины на корню; -
освидетельствовать места рубок; -
отводить лесосеки, проводить их аттестацию; -
подбирать технологии лесосечных работ и оформлять техно-логические карты; -
выбирать способы очистки лесосек; -
осуществлять отвод, разрабатывать технологию рубок ухода за лесом, контролировать их проведение и оформлять документацию; -
оформлять документы на заготовку пищевых, лекарственных и других продуктов леса; -
рассчитывать рекреационную нагрузку; -
осуществлять реконструкцию насаждений; -
контролировать состояние, использование и воспроизводство лесов; -
применять различные формы лесопользования в лесах различного значения.
Дисциплина «Лесоводство» изучается на V и VI курсах на теоретических и практических занятиях, при проведении которых должны использоваться природные, производственные объекты. В процессе обучения студенты должны глубоко прорабатывать отраслевую документацию по лесопользованию, развивать познавательные интересы и способности, творческое и профессиональное мышление, формировать умения и навыки самостоятельного труда.
Количество часов при дневной форме обучения – 234, в том числе практических занятий – 94 часа; при заочной форме обучения – 90 часов, в том числе практических занятий – 58 часов.
Распределение часов по курсам:
V курс
-
установочные занятия – 2 часа -
обзорные занятия – 12 часов -
практические занятия – 40 часов
ИТОГО: 54 часа
VI курс
-
обзорные занятия – 6 часов -
практические занятия – 18 -
курсовое проектирование – 12 часов
ИТОГО: 36 часов.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ №1 (V курс)
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЛЕСОВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Районирование и классификация лесов
1.2. Системы и комплексы лесохозяйственных мероприятий
РАЗДЕЛ 2. РУБКИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. Классификация рубок главного пользования
2.2. Выборочные, постепенные и сплошные рубки
2.3. Отпуск леса на корню
2.4. Отвод и передача лесосек лесозаготовителям
2.5. Технология лесосечных работ
2.6. Организация лесосечных работ
2.7. Контроль качества лесосечных работ
2.8. Очистка лесосек
РАЗДЕЛ 3. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕСА
3.1. Системы мероприятий по возобновлению леса
3.2. Лесоводственно-экологические требования к организации и технологии мероприятий по возобновлению леса, оценка качества мероприятий
РАЗДЕЛ 4. ЗАГОТОВКА ЖИВИЦЫ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
4.1. Заготовка живицы
4.2. Заготовка и переработка второстепенных лесных материалов
РАЗДЕЛ 5. ЗАГОТОВКА ПИЩЕВЫХ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И КОРМОВЫХ ПРОДУКТОВ ЛЕСА
5.1. Заготовка пищевых продуктов леса
5.2. Заготовка лекарственных и кормовых продуктов леса
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИО-
НАЛЬНОГО И ДРУГОГО ЦЕЛЕВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОМ
6.1. Рекреационное лесопользование
6.2. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских целях
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ №2 (VI курс)
РАЗДЕЛ 7. УХОД ЗА ЛЕСОМ
7.1. Рубки ухода. Цели и основные принципы их реализации
7.2. Формирование рубками ухода насаждений различного породного состава, формы и структуры
7.3. Рубки ухода в лесах различного целевого назначения
7.4. Особые виды рубок ухода в насаждениях
7.5. Выборочные санитарные рубки
7.6. Комплексный и химический уход за насаждениями
7.7. Проектирование ухода за лесом
7.8. Организация пользования древесиной при уходе за лесом
7.9. Отвод участков и передача их для проведения ухода за лесом
7.10. Технология рубок ухода за лесом
7.11. Организация проведения ухода за лесом
7.12. Контроль качества ухода за лесом и приемка объектов
7.13. Учет результатов ухода за лесом
РАЗДЕЛ 8. СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛЕСОВ
8.1. Сохранение продуктивности лесов лесоводственными мероприятиями
8.2. Реконструкция насаждений
РАЗДЕЛ 9. ФОРМЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ
9.1. Лесопользование
9.2. Формы лесопользования
Курсовая работа
После изучения материала каждого учебного задания выполняется контрольная работа и высылается в техникум для проверки. Вариант контрольного задания определяется по двум последним цифрам шифра (номера личного дела) студента.
Номера вопросов и задач, на которые должен ответить студент в соответствии со своим вариантом, приведены в таблице распределения вопросов.
Кроме двух контрольных работ, по лесоводству на 6 курсе выполняется курсовая работа. Темы курсовых работ указывает преподаватель и выдает задание каждому студенту для курсового проектирования.
Самостоятельная работа студента-заочника по теоретическому изучению курса лесоводства должна заключаться в последовательной проработке учебной литературы и других изданий, указанных в списке основной и дополнительной литературы.
При изучении материала по учебникам рекомендуется составить конспект по всем темам программы, который впоследствии можно использовать при подготовке к экзаменам. За разъяснениями по непонятным вопросам следует обращаться к специалистам лесхоза, лесничества, а также к преподавателям техникума.