Файл: Кризис 17 лет, основные аспекты развития на стадии юности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для юношей тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакции (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:

Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.

Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.

Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:

профессиональное самоопределение;

формирование индивидуального стиля мышления;

регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;

формирование логического интеллекта;

осознание собственной ценности и индивидуальности;

личностное самоопределение.

Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.


В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни. В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники шко­лы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой соци­альный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: напри­мер, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зара­батывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достиже­ние поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две кате­гории: первые надеются на помощь родителей, скорее все­го платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вто­рые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирает­ся пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осва­ивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее под­вержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направ­ленностью личности, готовые бороться за свое призвание

, часть – с эгоистической направленностью, порой силь­ной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом». Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.

Особенности воспитания мальчиков

Мальчишки семнадцати лет пытаются самоутвердиться и доказать свою независимость. Правильно сформированная ранее мотивация позволяет активно накапливать информацию и тренироваться применять ее на практике. Проявления психического кризиса в 17 лет тесно связано с неумением самоопределиться с местом в жизни. Вялость и инертность только усиливает негативный процесс и вызывает растерянность и депрессию. Присоединение вредных привычек ухудшает физическое состояние и внешний вид, непосредственная задача родителей состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что разрушающие привычки не приведут к успеху. Психология многих парней в 17 лет показывает неудержимое стремление к самоутверждению, важно чтобы оно не проявлялось саморазрушением.

Взрослого этот подросток может раздражать, но сказать «повзрослей» и сразу избавиться от проблем не получится. Правильное воспитание подростка мальчика позволит юношам проявить свои природные задатки и таланты в полной мере. Стремление мальчика стать независимым уменьшается, если вы даете сыну деньги в неограниченном количестве. Мама, которая как общалась с ребенком, так и продолжает общаться с семнадцатилетним парнем, имеет все шансы воспитать инфантильного и неуверенного в себе молодого человека.


Особенности воспитания девочки

Симптомы кризиса 17 лет у девушки не будут появляться слишком болезненно, если у нее раньше сложились доверительные отношения с матерью. Привитое чувство ответственности, умение ухаживать за собой и дисциплинированность способствуют повышению осознанию ценности своей личности. Сформированное чувство собственного достоинства не позволит девушке стать игрушкой в чьих либо руках. Родителям следует помнить, что ошибки, совершенные 17 летней дочерью могут иметь более фатальные последствия, чем при воспитании мальчика. Рождение ребенка или аборт в этом возрасте негативно повлияют на всю последующую жизнь. Воспитывая девочку, следует предоставлять ей определенный уровень свободы поведения, но обязательно должен присутствовать контроль круга общения.
Вывод

Кризис 17 лет – это рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это лишь существенное, но позитивное изменение.

Это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, в дальнейшем выбор спутника жизни и создание своей семьи. Юношеский возраст этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Молодой человек стремится самоутверждению, к самостоятельности и оригинальности, создать собственные территории смысла жизни, любви, счастья. Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению.

Список использованной литературы

1)Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М: «Академический проект», 2000.

2) Бебчук М. «Кризис подросткового возраста», Москва.

3) Кулагина И.Ю. «Возрастная психология», М: Изд-во УРАО, 1997.

4) Мухина В.С. «Возрастная психология» М.: Академия, 2006.

5) Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности), М: «Просвещение», 1990.

6) URL: Портал о саморазвитии и личностном росте и позитивном отношении к жизни https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/krizis-17-let (дата обращения: 28.03.2023).

7) URL: Статья кризис 17 лет : процесс новообразования, причины и симптомы https://fitness-star74.ru/psihologiya/krizis-17-let.html (дата обращения: 28.03.2023).

Размещено на