Файл: Смысловое чтение как способ формирования функциональной грамотности обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад на тему «Смысловое чтение как способ формирования функциональной грамотности обучающихся».
Современный мир сложнее, чем был 20, и даже 10 лет назад. Скорость протекания различных процессов увеличивается.
«В изменчивой среде человеку становится сложнее воспринимать и порождать смыслы», - считает Татьяна Черниговская (советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания). По её мнению, сегодня всё идет к тому, что миру необходимо образование понимания, а не запоминания. Обществу не нужны специалисты-отличники, зазубрившие информацию. Мир нуждается в специалистах, которые будут понимать и мыслить.
На интерпретацию той информации, которую получает наш мозг, влияет большое количество параметров. Принято считать, что у современных детей, живущих в эпоху развития технологии, другой мозг. Но, хотя мозг у них устроен точно так же, в цифровой мир эти дети входят гораздо быстрее.
В связи с этим появляется целый ряд вопросов. Один из главных вопросов – «Чему и как учить новое поколение?»
Поскольку современный окружающий больше не аналого-текстологический, а визуально-цифровой, на первое место выходит формирование функциональной грамотности.
К видам функциональной грамотности относятся:
1. Читательская грамотность.
2. Математическая грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
4. Финансовая грамотность.
5. Глобальные компетенции.
6. Креативное мышление.
Для меня, как учителя начальных классов, одним из приоритетных направлений является формирование читательской грамотности, как базового навыка функциональной грамотности.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Одним из способов формирования функциональной грамотности является смысловое чтение.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Важность этой задачи на ступени начального общего образования объясняется тем, что уровень освоения смыслового чтения определяет успешность обучения ребенка по другим предметам школьной программы, а также тем, что чтение является одним из источников духовного развития младшего школьника. Таким образом, смысловое чтение как универсальное учебное действие, с одной стороны, является результатом образования и способом получения знаний, а с другой - средством развития личности обучающегося.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Приемы формирования навыков смыслового чтения общеизвестны: «Верные и неверные утверждения», «Данетки», «Лови ошибку», «Инсерт», «Кластер», «Верите ли вы…», «Толстые и тонкие вопросы», «Работа с ключевыми словами», «Вопрос-ответ», «Ромашка Блума», «Корзина идей», «Чтение с пометками», «Чтение с пробелами» («Восстанови текст»), «Ассоциативный куст», «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Дерево предсказаний», «Чтение с составлением таблицы, диаграммы» (перекодирование информации, преобразование и интерпретация текста) и другие.
Работа с текстом и формирование навыков смыслового чтения ведется не только в урочное, но и во внеурочное время. Во внеурочное время читательские компетенции детей развиваю с помощью материалов регионального содержания, рассказывающих об истории родного края, растениях и животных, народах и традициях, воспитывающих гражданские чувства и нравственные качества личности. Использованный материал был включен в методическое пособие по читательской грамотности.
На подготовительном этапе осуществлялся подбор текстов, в процессе чтения которых учащиеся должны получить навыки работы с содержащейся в них информацией, а следующим этапом шла разработка заданий к текстам с использованием приемов смыслового чтения. Таким образом, был подготовлен КИМ по диагностике читательской грамотности обучающихся, в котором использованы тексты сибирских писателей.
Целью данного пособия (КИМ) является обобщение опыта по развитию навыков смыслового чтения на краеведческом материале. Пособие может быть интересно учителям начальных классов для организации урочной и внеурочной деятельности. Методическая разработка позволит учителю диагностировать и своевременно устранять пробелы в смысловом понимании текстов разных жанров, а также в знаниях, умениях и навыках учащихся при выполнении комплексных заданий. Научит работать с информацией, представленной в различной форме, формулировать выводы, основываясь на тексте.
Система заданий развивает умения читать и понимать тексты, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение о прочитанном, побуждает интерес к чтению, к родному краю.
Представлены практические способы, которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика, использование которых поможет формированию метапредметных умений при работе с текстом. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности. Это зависит от целей занятия и уровня подготовки учащихся.
Почему в разработанном мною КИМ использованы тексты из произведений сибирских писателей? Потому что, именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это период бурного развития ученика, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования собственного отношения к нему. Все эти качества позволяют сделать в этом возрасте краеведческое образование наиболее эффективным. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Отбор содержания данной работы имеет культурологическую направленность. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества писателей Иркутской области. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей.
Формированию функциональной грамотности способствуют также мероприятия и проекты разработанные мной: «Путешествие по экологической тропе Баяндаевского района», «История улицы», «Фестиваль народов Иркутской области». Данные мероприятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер, формируют навыки смыслового чтения, воспитывают интерес к чтению и книге; способствуют формированию представлений о специфике нашего края; о важной роли каждого человека в создании, развитии и сохранении родного края и его культурного наследия
;
Результатом работы явилось не только повышение качества чтения и читательской грамотности (повышение у учащихся уровня сформированности конкретных универсальных учебных действий, развитие навыков работы с текстами различных стилей и жанров), но и повышение мотивации школьников к чтению текстов разных жанров. Помимо этого, дети включились в проектную и исследовательскую деятельность.
Заключение
Обучение в начальной школе это особый этап в жизни каждого ребенка. Он связан с формированием у младшего школьника основ умения учиться, способствует к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечивают ученику начальной школы возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.
А эффективность и качество процесса обучения зависит от умения учителя правильно выбрать технологические приемы и методы смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать в начальной школе как в урочное, так и во внеурочное время.