Файл: Географические карты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 17. Тема: Географические карты
Цели урока:

1.Предметные – Формировать знание о географической карте как источнике географической информации.

Закрепить и систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка».

Формировать метапредметные компетенции по чтению

карты, определению географического положения природных объектов, ориентированию по карте.

2. Создать условия для развития УУД:

а) личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека,

природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность

изучаемого материала для практической деятельности.

б) познавательных – поиск информации с помощью компьютерных средств, структурирование знаний.

в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание

качества и уровня усвоения знаний.

г) коммуникативных умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.

3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире

профессий (картограф, географ, топограф).

Ожидаемые результаты.

а) репродуктивный – систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка», знать и уметь демонстрировать

многообразие карт.

б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.

в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе

дополнительной информации мини проекты.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения – частично поисковый, проблемный.

Ресурсы урока
– учебник, географические атласы, настенные географические карты, презентация, ПК, проектор, видеофрагмент.


Модель урока

  1. Организационный момент.


Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания.

Задания из учебника: 2) Мехико – 17800 км; Нью-Йорк – 15200 км; Токио – 8800 км; Рио-де-Жанейро – 15000 км. 3) 6112 км.

3. Тематически-целевой компонент.

-Ребята, постарайтесь отгадать о чём идёт речь?

«Моря есть, плавать нельзя.

Дороги есть, ехать нельзя.

Земля есть, пахать нельзя.

Луга есть, косить нельзя»

(план местности или карта)

(СЛАЙД 1) Тема урока: географическая карта.

Для чего нужен план?

Что такое план?

Что такое карта?

Чем отличается план от карты?

Что изображают на географических картах?

Какими бывают карты по назначению?

(План — это чертёж небольшого участка местности. На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них сверху. На нём показывают не сами предметы, а то место, которое они занимают. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное с помощью условных цветов, знаков, чертёж местности, как бы увиденной с большой высоты. На картах изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы)

(СЛАЙД 2) Цели и задачи урока: 1. Что такое карта; 2. Чем отличается карта от плана; 3. Что изображают на географических картах; 4. Какими бывают карты по назначению.

4. Изучение нового материала.

Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхнос­ти является географическая карта.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Географическая карта — чертеж большого участка земной повер­хности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.

Задание: найдите определение и запишите в тетрадь.

Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сан­тиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план — когда мы работаем с небольшим участком местности. Значи­тельные по площади территории изображают на географических картах.

Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отли­чительных свойств.

  • Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, прихо­дится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные рас­стояния от десятка до сотен километров.

  • Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеле­ным цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России — наиболее низкие места суши — низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы — разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты.

(слайд 3)Слово «леген­да» обозначает «то, что читают». Легенда — это ключ, с помощью которого рас­крывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.

- Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)

- Что обозначает зеленый цвет?

- Почему зеленого цвета два оттенка?

- Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?

Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую зем­ную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становят­ся искажения. Если вам удастся аккуратно снять шкурку с апельсина, надрезав ее вверху вниз, попробуйте разложить шкурку ровно на листе бумаги. К сожалению, она порвется, прежде всего, по краям. Это происходит потому, что выпуклую по­верхность нельзя сделать плоской без искажений. Обратите внимание, например, как по-разному выглядят Австралия и остров Гренландия на глобусе и на карте океанов. Чем ближе к полюсам, тем заметнее искажения на этой карте.


Первым эту непростую задачу решил древнегреческий ученый Архимед. Именно он разработал первую проекцию — способ пере­хода от изображения на шаре к изображению на плоскости. Проек­ций существует великое множество. Карты, созданные в различных проекциях, отличаются рисунком параллелей и мери­дианов.

(слайд 4)

Итак, что же такое географическая карта?

Географическая карта — это обобщен­ное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Карты очень многообразны. (слайд 5)

На многих картах, кроме изображения поверхности определенной территории, показаны размещение и связи самых раз­ных природных и общественных явлений. Например, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.

Географические карты различаются по пространственному охвату территории

По размерам изображенной территории



Мировые и полушарий Материков, океанов и их частей Государств и их

частей

Рассмотрите и скажите какого масштаба карты в атласе. Вы видите, что:

— чем большее пространство надо изобразить, тем мельче должен быть масштаб;

— чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты.

В зависимости от масштаба различают карты:

— крупномасштабные — от 1:10 000 до 1: 200 000;

— среднемасштабные — от 1:200 000 до 1: 1 000 000;

— мелкомасштабные — мельче 1: 1 000 000.

Самый мелкий масштаб исполь­зуют для карты мира. По прос­транственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

(слайд 6)

По масштабу



Крупномасштабные Среднемасштабные Мелкомасштабные
Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические и тематические.

(слайд 7)

По содержанию



Общегеографические Тематические
На общегеографических картах отображен общий облик пространства — горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты — на них нанесены только контуры, очертания геогра­фических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.

Атлас — это собрание географических карт разной тематики для единой тер­ритории: мира, страны, района. Часто атласы дополнены графиками, фотографи­ями, схемами, профилями. Для изучения географии в школе атлас чрезвычайно важен. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в. В честь ми­фического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.

(слайд 8)

5. Закрепление изученного.

(слайд 9)

1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.


Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1. Физическая карта полушарий





2. Физическая карта России





3. Политическая карта мира





4. ...






(слайд 10 - 12)

2. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту: а) изображаются небольшие участки территории; б) учитывается кривизна шаро­образной поверхности Земли; в) присутствует градусная сетка; г) используется крупный масштаб.

3. Карта масштаба 1:500000 относится к: 1) крупномасштабным; 2) среднемасштабным; 3) мелкомасштабным.

4. Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изобража­емой территории.

1) М - 1:1000000

2) М - 1:250000

3) М - 1:10000 4) М - 1:100000