ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Амурский государственный университет
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ:
ХРЕСТОМАТИЯ
Учебное пособие
Составитель Е.Н. Шахов
Благовещенск
Издательство АмГУ
2022
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета
факультета международных отношений Амурского государственного
университета
Таможенные процедуры: хрестоматия : учебное пособие / сост. Е. Н.
Шахов. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2022. – 245 c.
В хрестоматию включены материалы, необходимые для изучения дисциплины «Таможенные процедуры». Помимо нормативно-правовых актов, регламентирующих использование таможенных процедур, предусмотренных
ТК ЕАЭС, в хрестоматии размещены материалы официального сайта
Федеральной таможенной службы РФ необходимые для понимания проблем регулирования таможенных процедур.
Хрестоматия предназначена для студентов 3 курса факультета международных отношений дневной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 38.05.02 - «Таможенное дело».
Рецензенты:
Т.В.Мирошниченко, доцент кафедры международного бизнеса и туризма, канд. экон. наук.
С.В. Феоктистов, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений АмГУ, канд. геогр. наук.
© Амурский государственный университет, 2022
© Шахов Е.Н., составитель, 2022
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая хрестоматия «Таможенные процедуры» предназначена для студентов 3 курса факультета международных отношений по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». В связи с ограниченностью и недоступностью для большинства студентов учебной литературы по одноименной дисциплине, издание хрестоматии имеет цель восполнить образовавшуюся нишу в учебной обеспеченности.
Хрестоматия
«Таможенные процедуры» имеет прикладную направленность материалов. Она является дополнением к учебникам по таможенным процедурам. На момент подготовки данного пособия к публикации в свободном доступе через электронные библиотечные системы для студентов есть возможность использовать две учебных публикации по теме «Таможенные процедуры»; Джабиева А.П.
1
и Поповой Л.И.
2
Основным источником учебного материала для обоих учебников являются два нормативных акта – Таможенный кодекс ЕАЭС и Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные нормативные акты». Это вполне логично и правильно, так как именно здесь раскрываются основные положения нормативного регулирования таможенных процедур. Но вместе с тем для более полного понимания системы правовой регламентации таможенных процедур необходимо использование также и дополнительных нормативных документов, в большом количестве принимаемых и на уровне органов Евразийского экономического союза, и на национальном уровне в форме федеральных законов и подзаконных нормативных актов. Настоящая хрестоматия направлена на предоставление студентам, изучающим таможенные процедуры, удобной возможности использовать такие документы в упорядоченном виде, соотнесенном с отдельными таможенными процедурами.
Структура учебного пособия соответствует рабочей программе по дисциплине «Таможенные процедуры», которая преподается в Амурском государственном университете на 3 курсе специальности «Таможенное дело».
Условно темы можно подразделить на вводные, в которых раскрываются основные понятия дисциплины: таможенная процедура, алгоритм таможенной процедуры, разновидности таможенных процедур, источники правового регулирования таможенных процедур.
Вторая часть содержит темы, построенные по отдельным таможенным процедурам, сгруппированным по содержанию в четыре группы: основные, экономические, завершающие, специальные. Учебное пособие включает в себя выдержки из основных нормативных актов, регламентирующих таможенные процедуры: международные соглашения и конвенции,
1
Джабиев, А. П. Таможенные процедуры : учебник для вузов / А. П. Джабиев. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 425 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13010-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497349 (дата обращения: 26.03.2022).
2
Попова, Л. И. Таможенные процедуры : учебник для вузов / Л. И. Попова. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15401-6. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/499049 (дата обращения: 26.03.2022).
документы органов Евразийского экономического союза, федеральные законы и кодексы, подзаконные нормативные акты – постановления Правительства
РФ, приказы министерств и служб, прежде всего, Федеральной таможенной службы РФ.
Хрестоматия «Таможенные процедуры» является особым видом учебного пособия для учащихся, своим содержанием дополняющим и расширяющим базовый учебник. В хрестоматии показывается роль таможенных процедур в осуществлении таможенного дела. Особое внимание уделяется международному аспекту таможенных отношений. Отдельными темами раскрываются такие вопросы, как международное таможенное регулирование таможенных процедур.
Хрестоматийные выдержки оформлены в виде отдельных документов, иллюстрирующих теоретические положения, являющиеся содержанием учебных тем. Они также могут иметь статус самостоятельных дидактических единиц и по усмотрению преподавателя оформляются в качестве экзаменационных вопросов. Данные материалы целесообразно использовать на практических, семинарских и лабораторных занятиях для закрепления теоретических положений и понятий курса, раскрываемых на лекциях, а также для организации самостоятельной работы студентов.
Учитывая, что таможенные отношения как важнейшая часть внешнеэкономической деятельности, сегодня по ряду причин вызывают большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образования в целом. Хрестоматия будет полезна преподавателям других гуманитарных и общественных наук, всем, кто стремится глубже понять проблемы таможенного дела, закономерности его правового регулирования.
РФ, приказы министерств и служб, прежде всего, Федеральной таможенной службы РФ.
Хрестоматия «Таможенные процедуры» является особым видом учебного пособия для учащихся, своим содержанием дополняющим и расширяющим базовый учебник. В хрестоматии показывается роль таможенных процедур в осуществлении таможенного дела. Особое внимание уделяется международному аспекту таможенных отношений. Отдельными темами раскрываются такие вопросы, как международное таможенное регулирование таможенных процедур.
Хрестоматийные выдержки оформлены в виде отдельных документов, иллюстрирующих теоретические положения, являющиеся содержанием учебных тем. Они также могут иметь статус самостоятельных дидактических единиц и по усмотрению преподавателя оформляются в качестве экзаменационных вопросов. Данные материалы целесообразно использовать на практических, семинарских и лабораторных занятиях для закрепления теоретических положений и понятий курса, раскрываемых на лекциях, а также для организации самостоятельной работы студентов.
Учитывая, что таможенные отношения как важнейшая часть внешнеэкономической деятельности, сегодня по ряду причин вызывают большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образования в целом. Хрестоматия будет полезна преподавателям других гуманитарных и общественных наук, всем, кто стремится глубже понять проблемы таможенного дела, закономерности его правового регулирования.
Тема 1.
Основополагающие
принципы
и
инструменты
внешнеторговой политики Российской Федерации и Евразийского
экономического союза
Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в
регистрации
пассажирской
таможенной
декларации.
Приказ
Министерства финансов Российской Федерации
3 6. Подача таможенному органу ПТД в виде электронного документа осуществляется по структуре и в формате, определенным в соответствии с пунктом 5 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации
Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843)
(далее - ТК Союза).
6.1. Подача ПТД в виде электронного документа осуществляется в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений о товарах для личного пользования таможенным органам в электронной форме, разработанной в соответствии с приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"
(зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26, ст. 3889) (далее - ЭП), или с использованием информационных сервисов АПС "Личный кабинет" до начала совершения таможенных операций.
6.2. Подача ПТД в виде электронного документа сопровождается представлением документов и сведений, поданных в электронной форме с применением ЭП.
6.3. При подаче ПТД в виде электронного документа печать ПТД на бумажном носителе не производится.
6.4. Документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, представляются декларантом в виде электронных документов в формате и структуре, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 282
Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном
3
Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2020 N 194н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150063
. Дата обращения
15.05.2022.
регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).
При отсутствии формата и структуры электронных документов они представляются декларантом в виде электронных документов произвольной формы либо сканированных образов документов и сведений на бумажных носителях.
6.5. При подаче ПТД в виде электронного документа в ЕАИС таможенных органов в автоматическом режиме производится ее контроль на соответствие структуре и формату данных, содержащихся в ЕАИС таможенных органов, а также ФЛК.
В случае выявления ошибок в процессе проведения ФЛК декларанту в
АПС "Личный кабинет" или в программные средства в зависимости от способа подачи ПТД декларанта автоматически с использованием ЕАИС таможенных органов направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок.
После устранения ошибок, выявленных в ходе ФЛК, декларант повторно осуществляет подачу ПТД.
В случае если в процессе проведения ФЛК ошибки не выявлены, должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку представленных документов и сведений с использованием программных средств ЕАИС таможенных органов.
III. Регистрация ПТД, поданной в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа
7. Регистрация ПТД в виде электронного документа производится путем присвоения такой декларации регистрационного номера, сформированного информационно-программным средством ЕАИС таможенных органов в соответствии с пунктом 9 настоящего порядка.
В случае регистрации ПТД в виде электронного документа декларанту в
АПС "Личный кабинет" или в программные средства декларанта автоматически из ЕАИС таможенных органов направляется сообщение, содержащее регистрационный номер ПТД.
Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).
При отсутствии формата и структуры электронных документов они представляются декларантом в виде электронных документов произвольной формы либо сканированных образов документов и сведений на бумажных носителях.
6.5. При подаче ПТД в виде электронного документа в ЕАИС таможенных органов в автоматическом режиме производится ее контроль на соответствие структуре и формату данных, содержащихся в ЕАИС таможенных органов, а также ФЛК.
В случае выявления ошибок в процессе проведения ФЛК декларанту в
АПС "Личный кабинет" или в программные средства в зависимости от способа подачи ПТД декларанта автоматически с использованием ЕАИС таможенных органов направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок.
После устранения ошибок, выявленных в ходе ФЛК, декларант повторно осуществляет подачу ПТД.
В случае если в процессе проведения ФЛК ошибки не выявлены, должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку представленных документов и сведений с использованием программных средств ЕАИС таможенных органов.
III. Регистрация ПТД, поданной в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа
7. Регистрация ПТД в виде электронного документа производится путем присвоения такой декларации регистрационного номера, сформированного информационно-программным средством ЕАИС таможенных органов в соответствии с пунктом 9 настоящего порядка.
В случае регистрации ПТД в виде электронного документа декларанту в
АПС "Личный кабинет" или в программные средства декларанта автоматически из ЕАИС таможенных органов направляется сообщение, содержащее регистрационный номер ПТД.
Тема 2.
Порядок совершения таможенных операций при
перемещении товаров через таможенную границу Евразийского
экономического союза
Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных
органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров,
ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской
Федерации. Приказ Федеральной таможенной службы РФ
4 3. При проверке правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров, предусмотренной пунктом 2 Порядка, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:
1) проверку и анализ сведений, заявленных в таможенной декларации,
ДТС и документах, на основании которых декларантом заполнена таможенная декларация, в том числе с использованием системы управления рисками и результатов анализа сведений, содержащихся в электронных документах, сформированных специальными программными средствами, обеспечивающими применение технологии автоматизированного контроля таможенной стоимости;
2) сбор информации, в максимально возможной степени сопоставимой с имеющимися в отношении ввозимых (вывозимых) товаров сведениями, любым не запрещенным законодательством Российской Федерации способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6, от государственных представительств
(торговых представительств) государств - членов ЕАЭС в третьих странах, от государственных органов государств - членов ЕАЭС, от организаций, включая профессиональные объединения (ассоциации), транспортных и страховых компаний, поставщиков и производителей ввозимых (вывозимых) товаров, идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида 7;
3) сопоставление имеющейся в распоряжении таможенного органа информации с имеющимися в отношении ввозимых (вывозимых) товаров сведениями об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых (вывозимых) товаров, включая сведения о сделках с идентичными товарами, однородными товарами, товарами того же класса или вида, о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) направление декларанту запроса, предусмотренного пунктом 1 статьи
325 ТК ЕАЭС, если документы, на основании которых заполнена таможенная
4
Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской
Федерации. Приказ Федеральной таможенной службы от 21 мая 2021 г. N 436. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106250048
. Дата обращения 15.05.2022.
декларация, не размещены в информационном сервисе "Электронный архив документов декларанта" в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов либо ранее не представлялись в таможенный орган;
5) при выявлении по результатам проведения вышеназванных действий, что документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные по запросу таможенного органа в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, не содержат сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, должным образом не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров либо содержат признаки недостоверности сведений, предусмотренные пунктом 5 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, или пунктом 6
Порядка, утвержденного приказом N 175н: а) определение перечня недостающих документов и сведений исходя из проверяемых сведений с учетом условий и обстоятельств сделки с товарами, характеристик товара, качества и репутации ввозимых (вывозимых) товаров, выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, обстоятельств, связанных с ввозом (вывозом) товаров, руководствуясь перечнем документов и (или) сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом в соответствии с пунктами 7 и 8
Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, при ввозе товаров или пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом N 175н, при вывозе товаров; б) направление запроса о представлении документов и (или) сведений и письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений о таможенной стоимости ввозимых
(вывозимых) товаров, заявленных в таможенной декларации, ДТС, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС; в) направление расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 6 статьи 325 ТК ЕАЭС;
6) направление декларанту требования об изменении (дополнении) сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров на основании пункта 11 статьи 325 ТК ЕАЭС;
7) завершение контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в сроки выпуска товаров, установленные в соответствии с пунктами
3, 4 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС, при представлении документов и (или) сведений либо объяснений причин, по которым такие документы и (или) сведения не представлены и (или) отсутствуют.
8) направление запроса о представлении декларантом дополнительных документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не представлены и (или) отсутствуют, не
5) при выявлении по результатам проведения вышеназванных действий, что документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные по запросу таможенного органа в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, не содержат сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, должным образом не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров либо содержат признаки недостоверности сведений, предусмотренные пунктом 5 Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, или пунктом 6
Порядка, утвержденного приказом N 175н: а) определение перечня недостающих документов и сведений исходя из проверяемых сведений с учетом условий и обстоятельств сделки с товарами, характеристик товара, качества и репутации ввозимых (вывозимых) товаров, выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, обстоятельств, связанных с ввозом (вывозом) товаров, руководствуясь перечнем документов и (или) сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом в соответствии с пунктами 7 и 8
Положения, утвержденного Решением ЕЭК N 42, при ввозе товаров или пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом N 175н, при вывозе товаров; б) направление запроса о представлении документов и (или) сведений и письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений о таможенной стоимости ввозимых
(вывозимых) товаров, заявленных в таможенной декларации, ДТС, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС; в) направление расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 6 статьи 325 ТК ЕАЭС;
6) направление декларанту требования об изменении (дополнении) сведений о таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров на основании пункта 11 статьи 325 ТК ЕАЭС;
7) завершение контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в сроки выпуска товаров, установленные в соответствии с пунктами
3, 4 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС, при представлении документов и (или) сведений либо объяснений причин, по которым такие документы и (или) сведения не представлены и (или) отсутствуют.
8) направление запроса о представлении декларантом дополнительных документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не представлены и (или) отсутствуют, не
устраняют сомнений таможенного органа в достоверности таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров;
9) назначение проведения таможенной экспертизы товаров и (или) документов в соответствии с главой 53 ТК ЕАЭС в случае, если в целях проведения контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров требуются специальные и (или) научные знания;
10) принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, на основании пунктов 17 и 18 статьи
325 ТК ЕАЭС;
11) информирование декларанта о завершении контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в соответствии с пунктом 19 статьи
325 ТК ЕАЭС, если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров.
9) назначение проведения таможенной экспертизы товаров и (или) документов в соответствии с главой 53 ТК ЕАЭС в случае, если в целях проведения контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров требуются специальные и (или) научные знания;
10) принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, на основании пунктов 17 и 18 статьи
325 ТК ЕАЭС;
11) информирование декларанта о завершении контроля таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров в соответствии с пунктом 19 статьи
325 ТК ЕАЭС, если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров.
Об утверждении Технологии совершения таможенных операций в
отношении автомобильных транспортных средств международной
перевозки и перемещаемых ими товаров через таможенную границу
Евразийского экономического союза с использованием Единой
автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Приказ Федеральной таможенной службы РФ
5
от 21 ноября 2018 г. N 1896
II. Совершение таможенных операций в отношении автомобильных транспортных средств и перемещаемых ими товаров до прибытия на таможенную территорию ЕАЭС с использованием ЕАИС таможенных органов
2. Предварительная информация, представленная перевозчиком в ЕАИС таможенных органов, в автоматическом режиме проходит проверку на соответствие структуре и форматам, определенным альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52.
3. В случае выявления несоответствия содержащихся в предварительной информации электронных сведений установленным структуре и формату данных перевозчику из ЕАИС таможенных органов автоматически направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок, для их устранения и повторного направления предварительной информации.
4. При отсутствии ошибок в представленной предварительной информации перевозчику направляется автоматическое электронное сообщение, содержащее информацию о принятии предварительной информации и регистрационный номер предварительной информации (далее - регистрационный номер ПИ).
5. Представленная перевозчиком предварительная информация в автоматическом режиме направляется в комплекс программных средств "Автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля пограничных пунктов пропуска" (далее - АС "ПП") таможенного органа в месте прибытия.
6. При получении предварительной информации в АС "ПП" должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку представленной информации, в том числе с применением системы управления
5
Об утверждении Технологии совершения таможенных операций в отношении автомобильных транспортных средств международной перевозки и перемещаемых ими товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 21 ноября 2018 г. N 1896.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201901280016
. Дата обращения 15.05.2022.