Файл: Практическая работа 1 к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Практическая работа состоит из двух частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая работа № 1 к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»


Практическая работа состоит из двух частей:

1. Изучение учебных материалов по теме

1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».

2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».

Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор

свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!

Очень важно, чтобы этот увлекательный мир самопреодоления, творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций, открылся нашим воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный руководитель должен знать особенности «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него
смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать личностно значимыми для детей, их значение превратить в личностный смысл.

Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать

«знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событиемдля воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открытьсам. Живой, не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой книги, в образцах поведения окружающих его людей, в неожиданном суждении и ярком слове учителя. Иначе говоря,

для «проникновения» ценности в сознание ребенка нужна эмоциональная ситуация-событие, а не просто «плановое мероприятие».

Вместе с тем понятно, что «ситуация» как некий эмоциональный всплеск «зажигает» своеобразный духовный «огонек» в сознании ребенка, но этот свет может угаснуть, если воспитанник не будет постоянно находиться в нравственно ориентированной «повседневности», в среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками, открытиями «друг друга», не будет жить жизнью, в

которой, по словам поэта,

«тесно от больших событий» (Л. Ошанин). Такой ценностно ориентированной, личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!

Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее становятся жизненными поведенческими смыслами, если они часто выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов, «проговариваются» в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих

«антиподов», антиценностей мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных суждений и деяний, которыми, к сожалению, наполнен современный мир. Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя!

Если дошкольнику мир ценностей в основном раскрывается через игруиролевоеобщение, то с приходом его в школу существенно меняется ситуация развития. Участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшегошкольноговозраста становление осознанностиипроизвольности(Л.С. Выготский). Воля как механизм достижения цели эффективно функционирует, когда ребенок видит смысл, значимость и ценностьтой цели, для осуществления которой он прилагает усилия. Если добавить к этому то, что в данном возрасте велик авторитет учителя, то можно вполне полагать, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.


Подростковый возраст с присущей ему ориентацией ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному

содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и не всегда проявляет это, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).

Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.

при изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учесть, что сформированность ценностно-смысловой сферы у детей может находиться на
различных уровнях. Самыйнизкийуровеньимеет место демонстрирующих образцы нравственного сознания и поведения.

Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых это определение специфического содержания данного процесса. Мир ценностей разнообразен, и они могут формироваться на материале различных видов культурного, при усвоении разнообразных идей. Так, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России. Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Но в какой бы форме ни протекала воспитательная акция, она должна неизменно отвечать таким психолого-педагогическим требованиям, как:

  • постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;

  • ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;

  • обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;

  • социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;

  • возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.