Файл: "Искусство как способ познания мира".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по философии на тему: “Искусство как способ познания мира”

Выполнила: Сон Ангелина, ВМ и ТЖ 1 — 2

Содержание:

  1. Определение понятия “искусство”;

  2. Появление искусства, его функции;

  3. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство;

  4. Роль искусства в познании мира;

  5. Выводы, собственная точка зрения;

  6. Список литературы.

Определение понятия “искусство”

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Основа искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление, и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение творческого труда автора — произведение искусства. Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру. Эстетическая ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и развитие личности.
Появление искусства, его функции

Появление искусства историки эстетики связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями. По трудовой теории, в первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощающим новую ступень освоения действительности. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.


По утверждению отдельных авторов, оно берёт начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации.

Искусство выполняет ряд общественных функций.

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.


Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

Художественный образ - это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

В данном случае художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

  • Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

  • Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе - слово, а скульптуре - объемные формы. Таких примеров немало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.

  • Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.


Роль искусства в познании мира

В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического.

Искусство есть способ познания человеком окружающей действительности - изучая памятники искусства, человек осознает сложность общественно-исторических процессов, получает представления об эстетических идеалах эпох, обогащая тем самым свой внутренний мир, осознавая себя частью исторического процесса; искусство является и связующим звеном между поколениями, и способом компенсации нереализованных возможностей. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Знание о мире, о том, что твориться не только в «видимом окружающем», но и в тонком мире, в мире ощущений – было бы неполноценным без влияния искусства. В отличие от рациональной науки, искусство - это душа человека. Художник и ученый изучают мир, создают свою картину мира. Но науки изучают мир каждая со своей точки зрения, а искусство, создавая художественный образ действительности, дает нам многогранное представление об окружающем мире. Целостность и образность отражения действительности отличают искусство от научного познания мира.

Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений.

Искусство является необычным способом познания, поскольку оно иррационально. У каждого истина своя и каждый раз она новая. Нельзя обвинить человека в том, что он видит по-другому, потому что в искусстве нет правильного и неправильного. Главную роль играет не сам предмет и даже не его исполнение. Главное – это кто создатель.

Выводы, собственная точка зрения

Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря представлению таких результатов в виде художественных образов.

Однако важно помнить, что искусство - это параллельный мир, происходящий из игровой формы познания, который нужно четко отделять от реальности; это не копирование жизни, а
попытка что то про нее сказать, поэтому главным элементом искусства является метафора. Примечательно, что искусство не обязывает человека меняться. Оно не требует изменения имеющихся ценностей, идеалов и мировоззрений человека.

На мой взгляд, познание мира сквозь призму произведений искусства основной этап становления характера, мышления человека, ведь этой формы познания доступны любому вне зависимости от его научной подготовленности и жизненного опыта. Искусством может быть названо все, что создано в процессе осознанного действия, соответственно эта образно-художественная деятельность открыта абсолютно для всех людей, жаждущих утолить любовь к прекрасному.
Список литературы

  • Бумажный носитель: Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993;

  • Бумажный носитель: Еремеев А. Ф. Происхождение искусства, 1970;

  • Электронный носитель: https://infourok.ru/user/vasileva-raisa-romanovna2/blog/iskusstvo-kak-sposob-i-forma-poznaniya-realnosti-88129.html

  • Электронный носитель: https://bigenc.ru/philosophy/text/2022615

  • Электронный носитель: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/iskusstvo

  • Электронный носитель: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0124a45b27a14302d1c56924