Файл: Северное Возрождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Северное Возрождение — переломная эпоха в развитии культуры стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, или более обобщённо, — Европы за пределами Италии, к «северу от Альп». Северное Возрождение тесно связано с общим культурным феноменом эпохи Возрождения, прежде всего с итальянским Возрождением, однако имеет ряд характерных отличий. Основное отличие заключается в том, что если в Италии идейными основаниями нового мышления являлись борьба за свободу творческой личности, гуманизм и антропоцентризм, а также возросший интерес к античности, при непосредственном участии католической церкви, то в северных странах условия были иными: распространение идей пантеизма и назревание Реформации. Иногда это различие сужают до формулы: в Италии в центре мира был человек, а в Германии — природа. Отсюда появление новых жанров в искусстве: вместо алтарных картин и статуй, предназначенных для католических храмов — светский портрет, бытовой жанр, натюрморт и пейзаж, сельский, городской, архитектурный; к примеру, в живописи малых голландцев[1] или пейзажи художников дунайской школы[2].

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной[5]. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или Бога-Творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство, святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Художники Северного Возрождения.

Ян ван Эйк (1385 — 1441) со своим братом Губертом первым стали писать масляными красками (а кто-то говорит, что они их просто усовершенствовали), и  после приглушенных темперных красок их картины ошеломляли современников насыщенностью цветов, ювелирной проработкой деталей.
Портрет супругов Арнольфини. Первый известный в европейской живописи парный портретДжованни Арнольфини был богатым купцом.  Справа его портрет кисти ван Эйка. Известно, что он был женат на Констанце Трента которая умерла через несколько лет после свадьбы.



Если же не думать о тайнах и просто смотреть на картину, то мы видим двух людей, каждый из которых погружен в свой мир. Они некрасивы, но так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

(Хотят убрать из Лондонской национальной галлереи, т.к. похож на Путина, подол платья женщины напоминает букву Z).

Нидерландский художник Иероним Босх писал свои триптихи (произведения из 3 частей) в надежде заставить людей задуматься о греховности их жизни в преддверии Страшного Суда.  Об этом и «Воз сена», где обыгрывается нидерландская пословица, которая говорит, что «мир – стог сена, и к аждый берет из него то, что удается ухватить». Есть и старинная нидерландская песня, где поется, что Бог все хорошее сложил в одну кучу, чтоб все люди могли им пользоваться, а они стали растаскивать каждый себе. Увлеченные  растаскиванием сена, люди не замечают, как попадают под колеса, не обращают также внимания на то, какие жуткие твари везут воз. И, конечно, не понимают, что он едет прямиком в ад.

Э ту тему Босх продолжил в триптихе «Сад наслаждений». Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.


В центре —  жизнь людей, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Б осх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А  на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что  падали в обморок, фантастические образы  должны были действовать очень сильно.
Тем более, что они  куда лучше нас представляли  их символическое значение. Вот эти полые дерево и яйцо — символы пьянства.  А странное существо с клювом, по разным толкованиям, то ли дьявол, то ли безжалостное время.

Перевернутый стол, карты на полу, это наказание  картежникам и прочим игрокам. А вот почему в аду у Босха так много музыкальных инструментов? Предполагают, что музыка, даже церковная, тогда не приветствовалась. Ну уж это слишком. А вот что значит ухо, пронзенное ножом? Может, муки сплетников?

Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569).

П итер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.
Х удожник создал цикл «Времена года» о годовом цикле трудов людей. Никто не знает, сколько картин написал художник. Сегодня их известно 6. Художник подробно показывает, чем занимаются люди осенью или в разгар уборки урожая.




Для художника человек и природа — равнозначные величины. Люди- часть природы, которую он пишет с необычайной тщательностью, даже если предметы находятся очень далеко.


На картине «Слепые» изображена вереница несчастных калек, каких много во времена войн и эпидемий скиталось по дорогам Европы.
Художник изобразил их с беспощадным натурализмом. Но одновременно это обращение к евангельской притче, где Христос спрашивает: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В Евангелии слепота — отсутствие веры. Но и вне религии тут есть о чем задуматься. Стоит ли бездумно полагаться на чужие суждения? Вообще Брейгель жил в трудное время реформации, религиозных войн. Испанцы жестоко расправлялись с его земляками — протестантами. Порой, чтоб рассказать о трагедии народа.  надо было прибегать к иносказаниям. Есть у него картина» Избиение младенцев», евангельский сюжет. Но современники понимали, что это не посланцы Ирода, а испанские солдаты врываются в нидерландский городок. Когда разбирают картину «Две обезьяны», обычно пишут, что эти звери — символы греха и что художник писал об обуздании страстей. Но почему так грустно смотреть на их печальные глаза? Они пленники, закованные в цепи. А за окном — море, родина. Может, художник опять всех обманул и написал наперекор правилам о несвободе, трагедии Нидерландов? А вообще это одно из ранних произведений анималистического жанра.
Д а и был ли Брейгель таким уж суровым моралистом? О человеческих слабостях он говорит скорее с юмором, как на картине «Страна лентяев».



 Великий немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Альбрехт Дюрер, художник из немецкого города Нюрнберга был ближе других художников Северного возрождения к итальянскому искусству. И дело не только в том, что художник несколько раз бывал в Италии, знал с венецианских художников. Интерес к природе Дюрера заставляет вспомнить Леонардо, да и по разнообразию интересов он напоминает гениев итальянского Возрождения. Среди его акварелей удивительные по точности и тонкости зарисовки с натуры«Заяц», «Кусок дерна».
Д юрер написал 13 автопортретов, первый в 13 лет
. На некоторых он молод и красив, не других измучен болезнью. Наверное, для него автопортреты были способом познать себя.   Один он написал в 1500 году, когда ждали конца света. Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Он писал автопортрет даже когда был очень болен, желтое пятно — место, где он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни. Самый известный автопортрет 1497 года, он написал его в 26 лет, вернувшись из своей второй поездки в Италию. Дюрер здесь одет нарядно, так одеваться было не принято среди немецких мастеров живописи. Белые кожаные перчатки, тоже привезенные из Италии, тонкая шелковая рубаха, своего рода вызов: он теперь чувствует себя не ремесленником, но творцом.
Дюрер был не только великим живописцем, но и графиком. Он жил в эпоху больших перемен. В 1455 году Иоганн Гутенберг напечатал первую Библию. Началась эра книгопечатания. Одновременно появилась потребность в иллюстрациях для печатных книг. Искусство гравюры стало очень востребованным, и Дюрер получал очень много заказов на гравюры по дереву и меди. Мартин Лютер, обнародовавший в 1517 году свои 95 тезисов, призвал, среди прочего, к изданию религиозных книг не на устаревшей латыни, а на современных языках. Поэтому Библию перевели на немецкий, и Дюрер был среди ее первых иллюстраторов. Известны его гравюры к «Апокалипсису»книги, которой завершается Евангелие.  Он еще называется «Откровения Иоанна Богослова». Это загадочное пророчество опять же о конце света. Одна из гравюр к этой книге — «4 всадника Апокалипсиса».

Среди живописных работ Дюрера — «Адам и Ева».  Никто из художников Северного возрождения не владел так анатомией, как Дюрер, побывавший не один раз в Италии, где видел работы античных мастеров и художников итальянского Ренессанса. Это первое  изображение обнаженных людей в немецкой живописи.


Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни. В период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение.