Файл: Конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.

Конфликт — это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Самые распространенные из конфликтов — это меж­личностные: между супругами, между родителями и деть­ми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.

Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно ,и связующим звеном. Чем большее зависимы межличност­ные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объе­диняет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть доб­ром и злом одновременно.

Функции конфликтов:

• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.

• Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положе­нием дел.

• Функция эмоциональной разрядки

 открытое выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет лю­дям снять эмоциональное напряжение.

• Функция инновации — конфликт как средство творче­ской инициативы, побуждение к обновлению.

• Профилактическая функция — своевременный кон­фликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон

Структурные элементы конфликта:

• Предмет конфликта — это реально существующая при­чина, из-за которой стороны вступают в противоборство.

• Конфликтная ситуация — совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

• Инцидент — это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.


• Конфликтное поведение — это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дос-^тижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

• Разрешение конфликта — это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногла­сие, противодействие, раздор, вражда.

Основные виды конфликтов:

• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.

• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

• По формам столкновения: открытые и скрытые.

• По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковременные и затяжные.

• По способам урегулирования: антагонистические и ком­промиссные.

Причины возникновения конфликтов

Источники конфликтов подразделяют на три группы: условия функционирования социальных групп, харак­тер межличностных или деловых отношений и сами люди. Наблюдения показывают, что около 80% конфликтов воз­никает помимо желания их участников. А непосредствен­ными возбудителями конфликтов выступают так назы­ваемые конфликтогены, то есть слова, действия (или без­действия) потенциальных участников. Суть конфликтов в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям других, нежели к тому, что говорят и делают сами, а также в желаниях защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.

Однако, одиночный конфликтоген не способен при­вести к конфликту. Должна возникнуть эскалация кон-фликтогенов, когда на конфликтоген в наш адрес мы ста­раемся ответить еще более сильным. За конфликтогенами обычно скрываются взаимная неприязнь, обиды, зависть, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, угро­зы, насмешки, обман и т.д.

Причины конфликтов в сфере трудовой деятельности подразделяются на:

• Причины, связанные с неправильным управлением:

- недостатки организации труда;

- нечетко обозначенные права и обязанности сотруд­ников;

- неритмичность и нестабильность режима труда;



- неудовлетворенность своим трудом (отсутствие эле­ментов творчества, низкий престиж и материальное сти­мулирование);

- неправильная оценка труда персонала;

- недостатки в стиле руководства.

• Причины, связанные с психологической несовмести­мостью:

- взаимное непонимание;

- несоблюдение общепринятых моральных норм;

- негативные черты характера (эмоциональная не­сдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).

Типы конфликтных личностей:

• Демонстративный тип — хочет быть в центре внима­ния, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропотливой и систематической работы избегает, в конфликт­ной ситуации чувствует себя неплохо.

• Ригидный тип — подозрителен, обладает завышен­ной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается.

• Неуправляемый тип — импульсивен, недостаточно кон­тролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других.

• Сверхточный тип — скрупулезно относится к своей работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается.

• «Бесконфликтный» тип — неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутрен­не противоречив, зависит от мнения окружающих, из­лишне стремится к компромиссу, не обладает достаточ­ной силой воли.

Управление конфликтами

Конфликты — это явления прогнозируемые. Они мо­гут быть частично либо полностью управляемыми. При час­тичном разрешении конфликтов устраняются конфликт­ные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров­не поведения и на уровне внутренних побуждений.

Методы управления конфликтами:

• Внутриличностные методы — касаются отдельной лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­венного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.

• Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.


• Структурные методы — касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей.

• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой.

• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принес­ти их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.

• Компромисс — характеризуется принятием точки зре­ния другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет вза­имных уступок.

• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.