ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 3.4.
Педагогические технологии в работе классного руководителя
Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном»
ДЕНЬ МАТЕРИ
Тема: «Материнский подвиг»
(для обучающихся 10 – 11 классов)
Рожненко Елена Викторовна,
Учитель истории и обществознания
РФ, Ростовская область, Веселовский район,
МБОУ Позднеевская СОШ
Цель занятия: формирование понимания роли матери в семье на основе равноправия членов семьи, равной ответственности; воспитание любви и уважения к матери, стремления помогать и заботиться о ней; формирование представления о традиционной семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, любовь и уважение к матери, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, беседу.
Планируемые результаты:
Личностные:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные:
-умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Комплект материалов:
− сценарий;
− комплект интерактивных заданий;
− презентационные материалы;
− методические рекомендации;
− листы бумаги (формат А2 или А1) и цветные маркеры для записи.
Часть 1. Мотивационная.
Педагог говорит о предназначении матери, о её роли в воспитании ребёнка – будущего гражданина страны. Обозначается тема занятия, связанная с ежедневным подвигом матерей, подвигом многодетных матерей.
Групповая работа связана с выполнением интерактивного задания №1.
Часть 2. Основная.
Основная часть занятия посвящена созданию образа матери, совершившей/совершающей подвиг, работа организуется по группам. Разговор продолжает тема о многодетных матерях. Матери-героини в советское время и в настоящее время. Разговор о благодарности потомков, о преемственности поколений.
Интерактивное задание №2 связано со стихами, посвящёнными матери.
Часть 3. Заключение Рефлексия, творческое задание.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Педагог. Материнство – величайшее предназначение и счастье каждой женщины. Быть матерью – это и великий дар, и великий труд. Принеся в этот мир беспомощное существо, мама заботится о своём малыше, оберегает его, отдавая ему все свои силы и время, преподносит ребёнку первые уроки доброты и нравственности. Сколько стихов и прозы написано о матери – точно подсчитать, наверное, и нельзя. Однако у каждого из нас находятся слова для мамы, самые лучшие, самые нежные слова! Попробуем найти их в первом задании – филворде. Какие чувства мама испытывает к своему ребёнку всю жизнь? А как мы относимся к маме, что чувствуем в ответ? Работа с интерактивным заданием № 1.
Филворд. Любовь, забота, защита, нежность, доброта, тепло, счастье, поддержка, уважение, гордость, понимание, чуткость
Часть 2. Основная.
Педагог. Говоря о подвиге, мы часто слышим слова «героический поступок», «подвиг героя». А что такое, по-вашему, материнский подвиг? Каждая ли мать совершает подвиг? В каких ситуациях она совершает подвиг? Какие качества присущи женщине, матери, совершающей подвиг? Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы и тем самым составить образ, портрет матери, совершившей, совершающей или готовой совершить свой материнский подвиг. Для работы разделимся на группы.
Обучающиеся делятся на 3 группы.
Каждой группе предлагается картина с образом матери. Работая в группе, обучающиеся отвечают на 3 вопроса и кратко записывают ответы (в 2–3 словах) на листе бумаги.
1.Какими качествами (характеристиками) обладает мать, изображенная на картине?
2. Какие поступки (действия) совершает мать, изображенная на картине?
3. Какой подвиг совершает мать, изображенная на картине?
А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв
Картина «Мать-героиня Вера Петровна Пакетова»
Юрий Ракша «Тыл»
Учитель:Обратите внимание, что ответ нужно дать кратко (в 2–3 словах) на каждый вопрос. На формулировку ответов на вопросы вам отводится 10 минут.
Представление результатов работы групп (по одному представителю от группы).
Качества (характеристики), которыми обладает мать, изображенная на картине: красота; терпение; безграничная любовь к детям; забота; решимость; чуткость; смелость; доброта; ласка; милосердие; щедрость; трудолюбие и др.
Поступки (действия), совершаемые матерью: много трудится на благо детей, семьи; готова всегда прийти на помощь; надёжный друг и опора; всегда выслушает, поддержит, успокоит, защитит, обогреет; делится бесконечной любовью, добротой и вниманием; гордится своими детьми.
Подвиг, совершаемый матерью, о которой идёт речь: самопожертвование в любой ситуации; воспитание достойных сыновей и дочерей Отечества; труд на благо детей и семьи, возможно, даже в ущерб себе; совмещение бытовых забот, общественной или государственной деятельности.
Учитель: Ребята вы много читаете, можете ли вы подобрать к каждой картине литературное произведение описывающее подвиг матери.
Обсуждение в группах. Предложения ребят:
М. В. Исаковский, «Русской женщине», Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», роман Горького «Мать», поэма Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях!», поэма «Русские женщины», повесть «А зори здесь тихие…» Василия Быкова.
Учитель: Хорошо, вы молодцы и этот перечень можно продолжать и продолжать. А какое произведение вы могли бы мне сейчас прочитать, отражающее ваши чувства к маме?
Обучающиеся с телефонов, на память читают стихи.
Часть 3. Заключение. Творческое задание.
Учитель: Девочки начинают играть в семью, когда они ещё совсем маленькие. Девочка – мама, куклы – её маленькие детки. Она их кормит, ходит «в магазин» за едой или одеждой, лепит песочные куличики, спать укладывает… В этих играх проявляются самые главные на земле чувства и действия – любовь и забота о маленьких детях, закладываются качества будущей мамы. Помнит ли об этом подросшая девочка, когда учится или начинает работать? Вспоминает ли мальчик, что мама специально встаёт раньше и ложится позже, чтобы приготовить завтрак, или помочь ему с уроками, или сделать ещё что-то по хозяйству, чтобы немножко освободить себе выходные? Недавно мы с вами говорили о таких семейных праздниках, как День бабушек и дедушек, День отца, о роли этих людей в семье, о том, что они значат для своих детей и внуков. Давайте же скажем добрые слова в адрес ваших матерей. А сделаете вы это написав сочинение: «Самой лучшей маме на свете!» и подарите их своим мамам на День Матери.
Критерии оценивания разработки:
Критерий оценивания | Баллы |
Описание фрагмента занятия выполнено в логике представленных комплектов методических материалов | 1 |
Сформулированная(ые) педагогическая(ие) задача(и), решение которой(ых) планируется при реализации разработанного фрагмента, не противоречит(ат) целям и направлена(ы) на достижение планируемых результатов | 1 |
Продолжительность занятия позволяет реализовать все поставленные задачи и выполнить необходимые для этого действия в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся | 1 |
Представленный материал соответствует возрасту обучающихся, учитывает ведущие виды деятельности, интересы, психофизиологические свойства | 1 |
В разработке предусмотрены материалы, на основании которых может быть организована индивидуальная/коллективная рефлексия в рамках фрагмента занятия | 1 |
В разработке предусмотрены основания для проведения рефлексии в конце занятия | 1 |
Проект фрагмента урока содержит посыл к рефлексивной деятельности обучающегося после проведения занятия: осмыслению, анализу, наблюдению | 1 |
В проекте фрагмента занятия предусмотрена возможность проведения без использования технических средств обучения | 1 |
Разработанный фрагмент занятия может быть использован другим педагогом | 1 |
Интерпретация результатов:
6–10 баллов Разработанный проект фрагмента занятия рекомендуется к практическому использованию в контексте сценария, представленного на федеральном уровне