Файл: Психология семьи, психологические аспекты семейных отношений.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Тема :

«Психология семьи, психологические аспекты семейных отношений»

Выполнила работу: студентка 2 курса

221 группы Рудиш Елисавета

Проверила работу: Солодова Т. В.


г. Сызрань 2023г

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3ст

Понятие семьи………………………... …………………….……………….4ст

Брак…………………………….……………………………………………...5ст

Семейные роли………….……………………………………………………7ст

Заключение …………………………………………………………………..9ст

Список использованного материала ………………………………………10ст

Введение

Интерес к происхождению человечества способствовал развитию научного взгляда на психологию семьи Семейная психология сложилась как наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и родственных отношений, это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и строят свое совместное существование. Изучаются брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи и многое другое.

В настоящее время можно выделить следующие направления в изучении семейной проблематики: эволюционное, функциональное, этологическое, эмпирическое и научное.

Понятие семьи

Основные методы семейной психологии: наблюдение, метод анализа конкретных ситуаций, опрос, статистические методы, эксперимент.

Семья – это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.


Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

Семья – это объединенная узами родства или свойства группа лиц, совместно проживающих и имеющих общий бюджет.

В семье женщины и мужчины удовлетворяют естественные половые и другие (духовные, этические, эстетические) потребности, воспроизводят потомство. В семье человек отдыхает после рабочего дня и выполняет особую социальную роль: роль мужа, жены, отца, матери, сына, дочери и т.д. Социальные роли внутри семьи включают в себя определённые права и обязанности. Семья настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на всё его развитие.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • репродуктивная;

  • экономическая ( потребительская );

  • защитная;

  • воспитательная и образовательная;

  • эмоциональная.

    Стили семейного воспитания

Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.



Брак

Браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в государственном органе регистрации актов гражданского состояния.

Проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием для возникновения в них прав и обязанностей супругов.

Религиозный обряд брака не является основанием для возникновения у женщины и мужчины прав и обязанностей супругов, кроме случаев, когда религиозный обряд брака состоялся к созданию или восстановлению государственных органов регистрации актов гражданского состояния.

Брак – особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

Брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Брак является основой формирования семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В социальной психологии семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители-дети), брачные отношения (муж-жена). Известный отечественный психолог В.Н. Дружинин рассматривая семью как объект психологического исследования, предлагает понятия «нормальная — аномальная семья» и «идеальная – реальная семья».

«Нормальная семья» – семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец


Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, автор считает аномальными.

Понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимаетя обществом и отражается в коллективных представлениях культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования.

Первоначальной формой брака являлась эндогамия (от греч. «эндо» – внутри и «гамос» – брак), предполагавшая свободные связи внутри рода, регулируемые биологическими факторами, что привело к конфликтам внутри рода и возникновению социальных «табу».

Вследствие этого возникла такая форма как экзогамия (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), запрещающая браки внутри «своих» родов и определяющая необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена. Затем сформировался полигамный брак: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия). В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Факторы, влияющие на стабильность брака.

  • Взаимное положительное впечатление друг о друге.

  • Знакомство в ситуации работы, учёбы.

  • Период ухаживания от 1–1,5 года.

  • Инициатива заключения брака со стороны мужчины.

Семейные роли


Семейные роли – взаимодействия людей в семье, подчинённые определённым правилам и нормам.

Особенности:

  • Социальные роли (муж-жена, отец-мать, бабушка-дедушка).

  • Они всегда парные.

  • Регулируют отношения между членами семьи.

  • Необходимость совпадения представлений о семейных ролях у супругов (во избежании конфликтов)

Жена:

  • Создание и поддержание домашнего очага

  • Обслуживание семьи

  • Верность мужу

  • Подчинение ему собственных интересов

  • Терпимость к ограничению сферы деятельности рамками дома

  • Рождение и воспитание детей


Муж:

  • Преданность матери своих детей

  • Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи

  • Поддержание семейной власти и контроля

  • Принятие основных решений

  • Признательность жене за её подчинение и зависим


Заключение


Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль воспитания также оказывают влияние личностные качества родителей.

Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания.

Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере "Я".

Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.

Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.


Список использованного материала

  1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2013 - 352 с.

  2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2013. - 144 с.

  3. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. - 304 с.

  4. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 2013. - 976 с. (Серия "Библиотека всемирной психологии").