Файл: Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности Культура поведения поступки и формы общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Культура поведения – поступки и формы общения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

Актуальность программы состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

При изучении курса «Культура поведения – поступки и формы общения», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Цель и задачи программы:

Образовательный процесс в рамках реализации программы призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных нормам, а не только технике общения.

Основной целью программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является воспитание грамотной культурной личности.

Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:

  • Формировать у учащихся понятия «Этикет», «Культура поведения», напомнить историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы поведения в общественных местах.

  • Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

  • Развивать коммуникативные качества личности.

  • Развивать речь.

  • Развивать у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

  • Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.



Возрастная группа обучающихся:

Программа ориентирована на учащихся 3 класса (дети 9 -10 лет).
Объем часов, отпущенных на занятия:

Общий объем часов по изучению курса составляет 17 часов. (Программа рассчитана на 1 занятие в неделю в течение полугодия).

Формы и методы работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.

Формы работы:

* ролевые игры

* рисование

* конкурсы, викторины, тесты

* беседы.
Формы и виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники


Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.

Метапредметные результаты:

коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Предметные результаты:

учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.



Формы контроля:

* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям, инсценирование и т.д.)

* решение этических задач, эксперименты

* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)

* итоговый праздник.

Содержание программы «Культура поведения»

Раздел I.  Этика общения (8 часов)

Оглянись внимательно вокруг. Обсуждение «Что такое дружба?»

Умение быть самим собой. Приглашение к зеркалу. Изучить признаки личности. Твой стиль поведения . Составление правила хорошего вкуса. Мальчики. Девочки. Обсуждение «Мальчики и девочки, два мира». О дружбе мальчиков и девочек. Чтение стихов о дружбе девочек и мальчиков. Поиграем и подумаем. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Когда какое слово молвить. Обсуждение «Умение разговаривать – искусство весьма не простое». Присмотритесь друг к другу. Обсуждение «В коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко». Обсуждение понятия «истинная дружба».

Раздел II. Этика отношений с окружающими (4 часа)

Спешите делать добрые дела. Обсуждение «Назначение человека – творить добро». Изречения, пословицы на тему: «Добро». Добрыми делами славен человек. Познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль). Почему люди ценят добро? Чтение индийской сказки «Награда». Умей быть щедрым. Обсуждение «Щедрость и жадность».

Скажи о себе сам. Обсуждение «Самоопределение и самосовершенствование личности». Письмо качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Дерево мудрости «Мои добрые слова». Храни достоинство свое повсюду, человек!
Раздел III. Этика отношений в семье (5 часов)

За общим столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Родительский дом. Обсуждение «Погода в доме». Сценки «Считаем вместе пирожки», «Помощник», «Все в порядке». Чтение сказки «Общее счастье».

Этикет и мой дом. Мама, папа, я - дружная семья. Права и обязанности членов семьи. Проектная работа «Мои бабушки и дедушки». Правила поведения за столом, традиции разных народов. Этикет гостя (Иду в гости и приглашаю гостей). Праздники моей семьи. Проектная работа « День рождения моей семьи». Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев.

Календарно-тематическое планирование




Тема занятия


Дата

Содержание деятельности

Воспитательные задачи


план


факт

Теоретическая часть занятия/ форма организации

деятельности

Практическая

часть занятия /

форма организации

деятельности

1

Оглянись внимательно вокруг







Обсуждение «Что такое дружба?»


Тест «Настоящий ли ты друг?»

Способствовать  воспитанию  чувства  уважения  друг  к  другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать  творческую  активность.

Воспитывать чувство собственного достоинства, духовно-нравственные качества личности, как оценка и самооценка своей работы, целеустремлённость.

2

Умение быть самим собой







Обсуждение «Быть самим собой»


Просмотр фрагментов из кинофильма «Чучело»  

3

Приглашение к зеркалу







Изучить признаки личности

Творческая игра: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

4

Твой стиль поведения







Обсуждение «Стиль поведения»


Составление правила хорошего вкуса. Работа с пословицами.

Помочь осознать понятие "воспитанный человек".

5

Мальчики. Девочки







Обсуждение «Мальчики и девочки, два мира»

Упражнение «Дерево комплиментов»


Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать становлению сплоченного коллектива.

6

Поиграем и подумаем







Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Убеждать в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность.

7

Когда какое слово молвить







Обсуждение «Умение разговаривать – искусство весьма не простое».

Разыгрывание сценок.

Воспитание уважения, доброжелательного отношения к окружающим людям, воспитание духовности, гражданской ответственности.

8

За общим столом







Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом.

Организация стола общими усилиями.

Игра «Закончи предложение»

Воспитывать культуру застольного этикета и общения с людьми


9

Спешите делать добрые дела







Обсуждение «Назначение человека – творить добро».

Изречения, пословицы на тему: «Добро». Чтение индийской сказки «Награда»

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

10

Родительский дом







Обсуждение «Погода в доме».

Сценки «Считаем вместе пирожки», «Помощник», «Все в порядке».

Способствовать уважительному отношению детей к своим родителям 

и родителей к своим детям, развитию доброты и взаимопонимания в семье, влиять на формирование культурных традиций в общении.

11

Умей быть щедрым







Обсуждение «Щедрость и жадность»

Работа в группах. Обсуждение ситуаций.

Привитие стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;

формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.  

12

Добрыми делами славен человек




Познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль). Почему люди ценят добро?

Просмотр мультфильма о коте Леопольде.

Учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло есть в нашей душе, и что победит, зависит от нас.

13

Присмотри­тесь друг к другу







Обсуждение «В коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко».

Разучивание песни “Ты да я да мы с тобой’’.

Воспитание уважения и доброго отношения к окружающим людям

14

Я, ты, мы







Обсуждение понятия «истинная дружба».

Чтение сказки «Общее счастье»


Воспитывать стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

15

О дружбе мальчиков и девочек







Разговор «Девчонки, мальчишки»

Чтение стихов о дружбе девочек и мальчиков. Слушание песни «Из чего же, из чего же…

Развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.

16

Скажи о себе сам







Обсуждение «Самоопределение и самосовершенствование личности».

Письмо качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя.

Дерево мудрости «Мои добрые слова».


Воспитание чувства собственного достоинства.

17

Храни достоинство свое повсюду, человек!







Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы.

Работа с притчей, с цитатами.

Воспитание чувства собственного достоинства.




Информационно - методическое и материально - техническое

обеспечение
Дополнительная литература:
1.Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников : Методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. – Ульяновск, 2008.

2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

3.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

4.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).

5.Панкеев И. Энциклопедия этикета.- Москва: Россия молодая, 1996.

6.Я познаю мир. Этикет во все времена / сост. А.А. Яковлев. – Москва: АСТ, 2002.

7.Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.etikets.ru

nsportal.ru\ nachalnaya shkola

doc4web.ru\nachalnaya shkola