Файл: Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности Культура поведения поступки и формы общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культура поведения – поступки и формы общения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
Актуальность программы состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
При изучении курса «Культура поведения – поступки и формы общения», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Цель и задачи программы:
Образовательный процесс в рамках реализации программы призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных нормам, а не только технике общения.
Основной целью программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
-
Формировать у учащихся понятия «Этикет», «Культура поведения», напомнить историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы поведения в общественных местах. -
Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека. -
Развивать коммуникативные качества личности. -
Развивать речь. -
Развивать у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично. -
Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Возрастная группа обучающихся:
Программа ориентирована на учащихся 3 класса (дети 9 -10 лет).
Объем часов, отпущенных на занятия:
Общий объем часов по изучению курса составляет 17 часов. (Программа рассчитана на 1 занятие в неделю в течение полугодия).
Формы и методы работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.
Формы работы:
* ролевые игры
* рисование
* конкурсы, викторины, тесты
* беседы.
Формы и виды деятельности:
-
игровая; -
познавательная; -
краеведческая; -
сюжетно - ролевые игры; -
просмотр мультфильмов; -
конкурсы; -
посещение библиотек; -
праздники
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные результаты:
учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Формы контроля:
* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям, инсценирование и т.д.)
* решение этических задач, эксперименты
* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)
* итоговый праздник.
Содержание программы «Культура поведения»
Раздел I. Этика общения (8 часов)
Оглянись внимательно вокруг. Обсуждение «Что такое дружба?»
Умение быть самим собой. Приглашение к зеркалу. Изучить признаки личности. Твой стиль поведения . Составление правила хорошего вкуса. Мальчики. Девочки. Обсуждение «Мальчики и девочки, два мира». О дружбе мальчиков и девочек. Чтение стихов о дружбе девочек и мальчиков. Поиграем и подумаем. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Когда какое слово молвить. Обсуждение «Умение разговаривать – искусство весьма не простое». Присмотритесь друг к другу. Обсуждение «В коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко». Обсуждение понятия «истинная дружба».
Раздел II. Этика отношений с окружающими (4 часа)
Спешите делать добрые дела. Обсуждение «Назначение человека – творить добро». Изречения, пословицы на тему: «Добро». Добрыми делами славен человек. Познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль). Почему люди ценят добро? Чтение индийской сказки «Награда». Умей быть щедрым. Обсуждение «Щедрость и жадность».
Скажи о себе сам. Обсуждение «Самоопределение и самосовершенствование личности». Письмо качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Дерево мудрости «Мои добрые слова». Храни достоинство свое повсюду, человек!
Раздел III. Этика отношений в семье (5 часов)
За общим столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Родительский дом. Обсуждение «Погода в доме». Сценки «Считаем вместе пирожки», «Помощник», «Все в порядке». Чтение сказки «Общее счастье».
Этикет и мой дом. Мама, папа, я - дружная семья. Права и обязанности членов семьи. Проектная работа «Мои бабушки и дедушки». Правила поведения за столом, традиции разных народов. Этикет гостя (Иду в гости и приглашаю гостей). Праздники моей семьи. Проектная работа « День рождения моей семьи». Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев.
Календарно-тематическое планирование
| Тема занятия | Дата | Содержание деятельности | Воспитательные задачи | ||
план | факт | Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | |||
1 | Оглянись внимательно вокруг | | | Обсуждение «Что такое дружба?» | Тест «Настоящий ли ты друг?» | Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Воспитывать чувство собственного достоинства, духовно-нравственные качества личности, как оценка и самооценка своей работы, целеустремлённость. |
2 | Умение быть самим собой | | | Обсуждение «Быть самим собой» | Просмотр фрагментов из кинофильма «Чучело» | |
3 | Приглашение к зеркалу | | | Изучить признаки личности | Творческая игра: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» | |
4 | Твой стиль поведения | | | Обсуждение «Стиль поведения» | Составление правила хорошего вкуса. Работа с пословицами. | Помочь осознать понятие "воспитанный человек". |
5 | Мальчики. Девочки | | | Обсуждение «Мальчики и девочки, два мира» | Упражнение «Дерево комплиментов» | Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать становлению сплоченного коллектива. |
6 | Поиграем и подумаем | | | Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. | Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки. | Убеждать в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. |
7 | Когда какое слово молвить | | | Обсуждение «Умение разговаривать – искусство весьма не простое». | Разыгрывание сценок. | Воспитание уважения, доброжелательного отношения к окружающим людям, воспитание духовности, гражданской ответственности. |
8 | За общим столом | | | Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. | Организация стола общими усилиями. Игра «Закончи предложение» | Воспитывать культуру застольного этикета и общения с людьми |
9 | Спешите делать добрые дела | | | Обсуждение «Назначение человека – творить добро». | Изречения, пословицы на тему: «Добро». Чтение индийской сказки «Награда» | Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки. |
10 | Родительский дом | | | Обсуждение «Погода в доме». | Сценки «Считаем вместе пирожки», «Помощник», «Все в порядке». | Способствовать уважительному отношению детей к своим родителям и родителей к своим детям, развитию доброты и взаимопонимания в семье, влиять на формирование культурных традиций в общении. |
11 | Умей быть щедрым | | | Обсуждение «Щедрость и жадность» | Работа в группах. Обсуждение ситуаций. | Привитие стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми; формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру. |
12 | Добрыми делами славен человек | | Познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль). Почему люди ценят добро? | Просмотр мультфильма о коте Леопольде. | Учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло есть в нашей душе, и что победит, зависит от нас. | |
13 | Присмотритесь друг к другу | | | Обсуждение «В коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко». | Разучивание песни “Ты да я да мы с тобой’’. | Воспитание уважения и доброго отношения к окружающим людям |
14 | Я, ты, мы | | | Обсуждение понятия «истинная дружба». | Чтение сказки «Общее счастье» | Воспитывать стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе. |
15 | О дружбе мальчиков и девочек | | | Разговор «Девчонки, мальчишки» | Чтение стихов о дружбе девочек и мальчиков. Слушание песни «Из чего же, из чего же… | Развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам. |
16 | Скажи о себе сам | | | Обсуждение «Самоопределение и самосовершенствование личности». | Письмо качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Дерево мудрости «Мои добрые слова». | Воспитание чувства собственного достоинства. |
17 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | | | Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. | Работа с притчей, с цитатами. | Воспитание чувства собственного достоинства. |
Информационно - методическое и материально - техническое
обеспечение
Дополнительная литература:
1.Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников : Методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. – Ульяновск, 2008.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
3.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
4.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).
5.Панкеев И. Энциклопедия этикета.- Москва: Россия молодая, 1996.
6.Я познаю мир. Этикет во все времена / сост. А.А. Яковлев. – Москва: АСТ, 2002.
7.Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.etikets.ru
nsportal.ru\ nachalnaya shkola
doc4web.ru\nachalnaya shkola