ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор
Тема занятия: «Инерция»
Цель и задачи занятия:
Цель: Изучить явление - инерция.
Задачи:
Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона.
Развивать логическое мышление, культуру речи.
Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.
Предметная область: естественно-научный предмет
Класс: 7
Место работы, должность
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности (задание, ссылки на цифровые ресурсы) | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Мобилизующее начало урока, фронтальная | Добрый день! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке физики. «Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». Сегодня на уроке мы должны изучить необыкновенное явление, которое проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем его. Как это явление называется, вы узнаете, ответив на вопросы физического диктанта. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний | Проводит физический диктант. Предлагает найти слово. Определяет план дальнейших действий при изучении нового материала. | Фронтальная |
Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили? ИНЕРЦИЯ Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий. И тогда наверняка никто не забудет про неё. Выясним, кто же первый о ней заговорил . | формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности. | 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 1)сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. | уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап изучения нового знания | Проводит опыты | Фронтальная | (постановка первой проблемы) Учитель. 1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость? Увеличить его? Уменьшить его? (Нет). Демонстрация с мячом, который на столе. 2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается). Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела? Ученики. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (1. Записать в тетрадь). 3.Как можно изменить направление скорости тела? (демонстрация с мячом) Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (2. Записать в тетради). Учитель. Так при каком же условии движется тело? Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела. Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IV в. до н.э. (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»). (опыт) Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. Верно ли утверждение Аристотеля? (Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и игрушкой. Учитель. Выполним опыт с Роки, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал Роки? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения. В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с Роки. Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему? Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба. Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем. Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД). Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в. Учитель. Ещё раз рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела? (опыт) Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения и тем ближе оно к равномерному. (3. Записать в тетради). Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной? Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Представьте, что я — водитель. Я: • Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад. • Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд. • Поворачиваю налево. (Направо). • Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться Учитель. Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? Ученики. Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление. (6. Записать в тетрадь). | формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности. | 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 1)сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. | уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап самоконтроля | Предлагает три вида задания: 1) письменно ответить на контрольные вопросы;
| Фронтальная, самостоятельная | а). Решение экспериментальных задач Учитель. Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике. Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему? Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан. б). Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию. (Слайд 8 -Слайд 13.)
в). Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов). Тест (Слайд 15.) Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. 1. Что такое инерция? Г. Свойство тел сохранять скорость. У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. В. Изменение скорости тела под действием других тел. 2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить? С. Упадёт назад. Д. Упадёт вперед. Е. Останется неподвижным. 3. В каком случае наблюдается проявление инерции? А. Камень падает на дно ущелья. П. Пыль выбивают из ковра. Н. Мяч отскочил от стенки после удара. 4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево? И. Автобус остановился. Е. Автобус повернул направо. Ч. Автобус повернул налево. 5. Для чего делают разбег при прыжках в длину? К. Чтобы выше подпрыгнуть. Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела. Х. Чтобы набрать скорость для толчка. Таблица ответов
Учитель. Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»? Вы достигли успеха в усвоении явления инерция. Формула успеха - Удивляться! Действовать! Думать!
Прочитайте § 18. Составить таблицу: инерция в быту, технике, спорте, природе. Спасибо вам за урок! Желаю успехов! | формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности. | 1)сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Усвоение универсальных способов действий при изучении темы | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности | | | Учитель. В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете: Если ты снежок (бросаешь), Или в тире ты (стреляешь), Или в мячик (ударяешь), Или сам ядро (толкаешь), Почему же, почему же Те предметы вдаль летят? Отчего же, отчего же Сразу падать не хотят? Эти разные предметы Потому вперед (летят), Что (инерцию) имеют, Скорость (сохранить) хотят. Галилей был самым (первым), Кто инерцию (открыл), И прошло три с лишним века С той поры когда он (жил). | Умение оценивать свои действия и действия одноклассников. Осознание личностного значения изученного понятия | | | |