Файл: Лекции Структура этики как научного знания. Предмет и основные понятия этики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1. Этика как наука. Определение профессиональной этики.
План лекции
-
Структура этики как научного знания. Предмет и основные понятия этики. -
Профессия юриста. Профессиональная этика, юридическая этика. -
Основные особенности юридической этики. -
Морально-нравственные принципы профессиональной этики. Кодексы профессиональной юридической этики.
1. Структура этики как научного знания. Предмет и основные понятия этики.
Этика (греч. ethika: от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли), в прямом смысле слова есть наука о морали. Этика является древней наукой. Основоположником ее считается древнегреческий философ Аристотель, который в IV веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей («Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»). Он обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели.
Историческое развитие этики сформировало разные соотношения понятий этики, морали и нравственности.
Так, в современном понимании этика – это наука, которая изучает поведение человека, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.
Мораль в отличие от этики фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому. В широком смысле слова это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшей составляющей культуры, одним из основных способов регуляции поведения человека. Будучи предметом этики, мораль выступает как единство морального сознания, моральных отношений и морального поведения и выражает идеальный образец должного. Иначе можно сказать, что мораль – форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе.
Нравственность – это формирующиеся внутри данной личности представления о добре и зле, которые могут не совпадать ни с этикой, ни с моралью общества, в котором живет человек. Нравственность имеет материальное воплощение в виде поступка, которого нет у этики и морали. Именно в нравственности проявляется проблема выбора между плохим и хорошим поступком.
В обыденной жизни такие слова, как «этика», «мораль», «нравственность», часто употребляют как взаимозаменяемые. Действительно, понятие «мораль» происходит от латинского moralis, означающего «нравственный», что действительно очень близко понятию этики и очень часто используется как его синоним.
За всю историю развития этики как науки предмет этики менялся, это были различные качественные ступени познания нравственности, теоретического углубления в ее сущность. Поскольку этика как наука необходима для того, чтобы прояснить основания морального выбора и продемонстрировать личности те способности и рассуждения о жизни, которые уже известны в истории человечества, то справедливо считать, что предметом этики является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается. Иными словами, можно сказать, что предметом изучения этики является изучение поступков людей с целью выявления закономерностей поведения, которые становятся основой целенаправленной деятельности. А объектом этического знания являются нравственные явления в самых разнообразных формах их существования.
Как и в каждой науке, в этике есть свой круг проблем, которые она изучает и решает.
Итак, этика изучает:
– общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме,
– мораль и реальные нравы общества,
– понятия добра и зла,
– смысл жизни и тайну смерти,
– взаимосвязь страдания и удовольствия,
– проблему ценностных ориентаций в поведении человека,
– роль и значение совести в моральной жизни человека.
Кроме вышеобозначенных проблем, этика также изучает и другие вопросы, на которые человек на протяжении многих тысячелетий пытается получить ответ. Можно сказать, что она изучает и отражает нравственные максимы, заложенные в каждую эпоху.
Этика оперирует такими понятиями, которые отражают наиболее существенные аспекты ее основных категорий - нравственности и морали. Общепризнанными и наиболее важными являются такие понятия, как добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь и др.
В настоящее время в структуре этики как науки выделяют следующие части:
1) история этики и морали - возникновение и развитие этики, этических учений от древности до наших дней;
2) теория морали – учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали;
3) нормативная этика – конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о правильном поведении людей в повседневной жизни;
4) прикладная этика – это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности, особенности профессии.
В системе науки выделяют, в частности:
– этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла;
– деонтологию, исследующую проблемы долга и должного;
– деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах;
– социологию морали – направление социологической науки, сложившееся на стыке социологии и этики;
– историческую этику, изучающую этические учения разных эпох;
–профессиональную этику, определяющую отношение человека к своему профессиональному долгу.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что мораль и нравственность представляют собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и являются предметом изучения этики. Этика же – это учение о морали и нравственном освоении действительности. Отсюда следует следующее определение этики.
Этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.
2. Профессия юриста. Профессиональная этика.
Человек является высшей ценностью, соблюдение его прав и свобод – основная цель профессиональной деятельности юристов, которую всегда сопровождают нравственные проблемы, возникающие из уголовных, административных и гражданских правоотношений.
Работа, связанная с людьми, с общением, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения. Поэтому особенности профессии юриста обуславливают необходимость изучения профессиональной юридической этики, являющейся одной из отраслей этической науки.
Этика является одной из древнейших теоретических дисциплин. Это наука о морали, нравственности, правилах поведения человека как формах общественного сознания. Она анализирует и систематизирует принципы морали. Этика как наука включает в себя нормативную этику и теорию морали, которые неотделимы друг от друга.
Этика, обобщая срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами «ответственность», «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость», дает представление о том что «хорошо», а что «плохо», какое поведение является правильным и свидетельствует о безукоризненном моральном облике, каковы границы личной свободы в пределах организационной и нормативной упорядоченности общества, где право возникло на основе представлений общества о справедливости, о добре и зле, о правом и неправом.
Профессиональная этика юриста обусловлена тем, что объектом деятельности юриста является человек, его проблемы. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека. Изучение настоящей дисциплины призвано помочь овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.
Юрист – лицо публичное. Он осуществляет свою деятельность гласно. Соблюдение юристом нравственных норм или же отступление от них, справедливость или несправедливость принимаемых им решений оценивается общественным мнением.
Юрист должен помнить, что общество постоянно проявляет к нему повышенный интерес, поэтому он должен быть требовательным к своему поведению, поступкам, внешнему виду. Он несет повышенную нравственную ответственность за свои поведение, действия и решения. Поэтому современный юрист должен: обладать гражданской зрелостью, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношениям к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; понимать сущность и социальную значимость своей профессии; знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу; иметь представление об этических ценностях, их значении в профессиональной деятельности юриста.
Профессиональная этика - это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий. Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.
Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. "Необходимость повышенных моральных требований, а, следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности".
Профессиональное поведение юриста находит нормативное выражение на высоком уровне в законах и подзаконных актах общего характера, а наиболее конкретное описание дается в различных положениях, приказах и иных актах, например, в положении о юридической службе.
Профессиональное поведение юриста может выражаться в виде действий:
а) совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение);
б) связанных с его должностным положением либо обладанием
в) профессиональной информацией, профессиональными навыками и т.д. (внеслужебное поведение).
В служебной сфере, в быту, в сфере политики, экономической деятельности могут проявляться различные позитивные, негативные и нейтральные виды профессионального поведения юриста, такие, как например, совершение в своих целях юридически значимых действий; выступление в средствах массовой информации и перед гражданами; соблюдение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций) и др.
Профессиональное поведение юриста регулируется, чтобы: обеспечить интересы общества и граждан, минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями в отдельных сферах юридической профессии (правоохрана, суд, прокуратура); обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку и начинающие, и опытные юристы вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.