Файл: Студент А. Н. Кузьмичева москва 2021 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История
Группа ММ20П171
Студент
А. Н. Кузьмичева
МОСКВА 2021
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1
«Россия и мир на пути к индустриальному обществу: XIX в. – начало ХХ века» (выполняется после изучения тем № 6 – 7)
В отличие от Англии и Франции, он начался в условиях сохранения господства феодально-крепостнической системы и до отмены крепостного права он проявлялся в основном лишь в технической стороне – переходе к машинному производству. В период промышленного переворота наука в России не стимулировалась, т.к. использовались в основном иностранные технологии.
Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм.
Задача 2. Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов — Рюрик, Синеус и Трувор?
Ответ: В рамках норманнской теории существует версия, что братьев Рюрика (или Рорика) никогда не существовало. Вполне возможно, что это скандинавские словосочетания как "сине хус" - свой род и "трувор" - верная дружина. Ведь никаких доказательств существования этих братьев не существует.
Как норманны оказались на территории будущей Руси - вполне возможно, они пришли как завоеватели. Еще Византийский император Константин Багрянородный, правивший в 10 веке, в своем трактате об "Управлении империи" описывает знаменитые путешествия варягов в Константинополь, в нем указан предводитель норманнов Сфендослав (Святослав), его воины, а так же "пактиоты" славяне. Значение этого слова обычно трактуется как "подчиненные".
Таким образом, по норманнской теории именно скандинавы являются создателями русской государственности. Даже само название "Русь" произошло от названия племени Рюрика - "росы", перемешиваясь с финно-угорским "роутси" - как скандинавов называли финно-угорские племена, в значительной части проживавшие на территории современной западной части России.
Задача 3. Усобицы — это феодальные войны. Они велись повсюду: между
баронами во Франции и между эмирами в Сирии, в Германии между герцогами Священной Римской империи и в Японии — между знатными родами Минамото и Тайра, в Англии — между королями и принцами крови. Везде они имели разное значение для страны и народа, но только на Руси XIII в. повели к трагическому исходу. Почему только на Руси?
Ответ: Политическая, или феодальная раздробленность стала закономерным развитием не только европейских, но и государств Азии. Всегда она была следствием внутренних междоусобиц.
В большей степени трагизм последствий раздробленности на Руси кроется в ее географическом положении. Русь граничила с кочевой Степью, а у европейских государств были четкие границы.
Татаро-монгольские ханы, воспользовавшись слабостью и разобщенностью русских княжеств установили контроль над Русью. таким образом, Русь стала своеобразной защитой Европы от кочевников Востока.
Еще одной причиной можно назвать то, что к началу XIII века еще до конца не сформировалась этническая идентичность русского народа, а каждое княжество боролось за главенство в государстве.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
8. Вторая мировая война: этапы и их характеристики.
-
Сентябрь 1939 – июнь 1941 года. На первом этапе войны произошел раздел территории Польши между Германией, СССР, Словакией и Литвой. В ноябре 1939 года советские войска вторглись в Финляндию. В результате Зимней войны СССР отошел Карельский перешеек. В апреле – мае 1940 г. Германия оккупировала Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, часть Франции. В июне – июле советские войска захватили страны Балтии, началась Североафриканская кампания с участием британцев и итальянцев.
-
Июнь 1941 – ноябрь 1942 года. 22 июня войска стран «Оси» вторглись в СССР. Череда длительных поражений советской армии завершилась контрнаступлением под Москвой. В декабре 1941 г. японцы напали на американскую базу Перл-Харбор – так началась война на Тихом океане.
-
Ноябрь 1942 – июнь 1944 года. 19 ноября 1942 г. произошла битва под Сталинградом, ставшая переломной в Великой Отечественной войне. В мае 43-го итальянцы и немцы капитулировали в Тунисе американцам и британцам. В июле советские войска закрепили успех на Курской дуге. Высадка союзников (США, Великобритания и Канада) в Сицилии привела к падению фашистского режима в Италии.
-
Июнь 1944 – май 1945 года. Высадка в Нормандии британо-американских войск ознаменовала открытие Второго фронта в Западной Европе. В январе 45-го советская армия, многократно разгромив нацистов, вышла на исходные рубежи. В феврале состоялась Ялтинская конференция о послевоенном устройстве мира. 8 мая Германия капитулировала. -
Май – сентябрь 1945 года. Разгром империалистической Японии Летом 45-го американская авиация разбомбила ряд японских городов, в том числе и Токио. В августе в Тихоокеанскую войну, следуя Потсдамской декларации, вступил СССР. 6 и 9 числа американские летчики сбросили ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В сентябре Япония капитулировала
Задача 1. В годы первой мировой войны В. И. Ленин, определяя дальнейшие пути революционного движения российского пролетариата, писал: «Объективное положение дел показало, что война ускорила развитие капитализма... Это все придвинуло социалистическую революцию и создало объективные условия для нее. Таким образом, социалистическая революция придвинута ходом войны». Несколько позже Ленин в еще более категорической форме утверждал: «Не будь войны, Россия могла бы прожить голы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это объективно невозможно: либо гибель, либо революция против капиталистов. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью». Получается, что война явилась главной причиной революции в октябре 1917 г.? Так ли это?
Ответ: Для революции нужно, чтобы сошлись воедино несколько причин, но война среди них не обязательный фактор. Россия имела отставание в развитии промышленности, то есть её социальное устройство находилось в переходном состоянии от позднефеодальных отношений к капиталистическим. Отсюда, кстати и Столыпинская реформа, и реформации графа Витте - назрела необходимость реформировать экономику и жизненный уклад в стране. Надо понимать, что доминирующее положение промышленности - это и есть капитализм, а Россия, всё ещё, являлась аграрной страной. Война (в первую очередь русско-японская) лишь вызвала необходимость ускорения развития промышленности, что увеличило количество рабочего класса и сконцентрировало его в промышленных центрах. Рабочий класс, по Ленину, является более передовым, по сравнению, скажем, с крестьянами и вполне способен осознать своё рабское положение и начать борьбу за своё освобождение, нужна только большая масса рабочих для начала этой борьбы и для революции, как её финала. Это логично, так и произошло. Война 1914 ухудшила положение в стране и терпение кончилось, причём во всех слоях населения, включая и царское семейство. Иными словами, революционная ситуация сложилась давно, нужен был только толчок и этот толчок - первая Мировая. Таким образом можем сделать вывод, что война явилась не причиной революции, а её катализатором. На месте войны мог быть другой катализатор, любое другое значимое событие, например, ещё один Ленский расстрел или резкое повышение налогов, или ещё что-нибудь, что плохо повлияло бы на жизнь всего общества в целом, но когда бы произошло это событие? Через сколько лет? Делаем вывод: Ленин был прав.
Задача 4. В годы второй мировой войны фашистская Германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы. И все же Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста, масштабам производства и качеству выпускаемой техники и вооружения. Благодаря усилиям тыла Красная Армия к началу зимней кампании 1945 г. превосходила противника в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ — более чем в 3 раза, боевых самолетов — в 8 раз. В чем причины такого поразительного успеха СССР?
Ответ: Главная причина, обусловившая победу СССР в Великой Отечественной войне, заключается в том, что война приобрела для страны поистине всенародный характер. Война началась в неравных экономических условиях: к началу 1941 г. промышленная база Германии в 1,5 раза превышала советскую базу. После оккупации обширных территорий Германия стала превосходить СССР по общему объему промышленного производства в 3-4 раза. Начавшаяся перестройка экономики страны на военный лад заняла целый год. За короткое время было создано слаженное и быстро растущее военное хозяйство. В 1943-1945 гг СССР превзошел Германию, как по количеству, так и по качеству оружия и боевой техники. Оказывали помощь и союзники, но она
была незначительная, по сравнению с тем, что использовалось на советско-германском фронте. В массовом соревновании под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» участвовало 85% рабочих. Значительные средства поступали из Фонда Обороны, который создавался из добровольных взносов граждан. Писатели, художники, артисты отчисляли гонорары, сборы от лекций, концертов, передавали картины, музыкальные и литературные произведения. Вносили свою лепту рабочие, колхозники, Русская православная церковь. На средства, поступавшие в Фонд, строились танковые колонны, авиаэскадрильи, бронепоезда.