ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История России 6 класс Урок 29 (1)
Тема урока: Наша Родина - Россия
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
- У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества. Так, англичане говорят «Добрая старая Англия» или «Веселая старая Англия» («Меггіе old England»), французы — «Милая Франция» («La douce France»), а русские - «Матушка Россия».
Сл.1 - Прочитайте высказывания двух великих людей и ответьте на вопросы. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев). «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).
— Как вы поняли смысл данных высказываний?
— Что объединяет эти два высказывания? (Ответы учеников)
- В этом году вы начинаете изучать историю своей Родины.
— Историю каких народов вы уже изучали?
— Какие события из истории Древнего мира или Средних веков вам запомнились больше всего? Почему?
— Какие исторические деятели вызвали ваше восхищение и уважение?
— Интересно ли вам было знакомиться с курсом всеобщей истории? (Ответы учеников.)
Сл.2 - Тема нашего урока «Наша Родина — Россия».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)
Сл.3 - План
1. Наша Родина, наше Отечество.
2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.
3. Исторические источники и науки — помощницы историка.
4. Знакомство со структурой учебника и формами работы.
Сл.4 - Проблемный вопрос: Почему историю России называют коллективной памятью?
III. Введение в новый материал
- Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России. Как начиналась и развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Наша Родина, наше Отечество
- Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли. — Какие ассоциации вызывает у вас слово «родина»?
- Таким образом, Родина — это семья и родной дом, место, где человек родился, отчий край, отчизна, родная сторона. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...» — писал поэт С. Есенин.
Сл.5 - Посмотрите на карту мира. Россия — самое большое по площади государство в мире. Границы России проходят и по суше, и по морю.
Сл.6 - Расположена наша страна на материке Евразия. Ее столицей является Москва.
Сл.7 - Наша страна очень красива и богата. Территория России охватывает 11 часовых поясов. Общая площадь Российской Федерации составляет 17 125 191 км2. Наибольшая высота над уровнем моря — 5642 м (гора Эльбрус), а наименьшая высота над уровнем моря —28 м (уровень Каспийского моря). России принадлежат 14 крупных островов, самыми большими из которых считаются Сахалин (площадь 76 400 км2) и Новая Земля (площадь 83 000 км2).
Сл.8 - Россия — многонациональная страна. На ее территории проживают народы, которые относятся к разным языковым семьям.
Задание: Работая с материалом учебника (с. 6-7) и картой, в схематичной форме представьте, где расселились представители различных языковых групп.
(Во время выполнения задания составляется схема/или задание выполняется устно)
Сл.9 - Проверка выполнения задания.
— Разгадайте старинную поэтическую загадку. «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — свет от тьмы да тепло от стужи, третье — дряхлым пеленанье, а четвертое — жаждущим родник». (Береза.)
(Ответы учеников.)
- Березу издавна считают символом России. «Русь моя, люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос», — писал поэт Н. Рубцов.
- Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо древнего рода. Слов с корнем род много:
• родить — произвести на свет потомство;
• родители — отец и мать, у которых рождаются дети;
• родня — родственники;
• родословная — перечень поколений одного рода.
Сл.10 - Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
— Знаете ли вы своих предков? Чем они занимались? Какую память о себе оставили?
- Отправимся в виртуальное путешествие по страницам нашей истории.
Сл.11 - «Он одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит...» — говорится в былинах о богатыре Микуле Селяниновиче. Этот герой помогал защищать свою землю от врагов, но труд земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
Сл.12 - Илья Муромец обладал огромной силой, как физической, так и нравственной. Он был скромен, благодушен, сдержан и отечески заботился о своих друзьях. Алеше Поповичу были свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость и хитроумие. Добрыню Никитича многие сопоставляли с историческим персонажем, дядей князя Владимира — крестителя Руси.
Сл.13 - Заветы богатырей своим потомкам:
• защищать свою Родину, беречь ее;
• защищать слабых, стариков и детей;
• быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;
• любить свою родную землю, свой народ.
Сл.14 - А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит — не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
- Это былинные герои. А вот реальные люди и их дела и подвиги.
Сл.15 - Величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800) не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Он создал передовую систему воспитания и обучения войск, в основе которой лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, разделяя с ними все тяготы походной жизни.
Сл.16 - В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях создавались подпольные организации, в которые входили люди, не смирившиеся с тем, что на их землю пришли фашисты. Так, в поселке Краснодон юноши и девушки организовали «Молодую гвардию» и вместе с партизанами совершали разные диверсии в тылу врага. Молодогвардейцы поддерживали местное население, рассказывая людям о том, что происходит на фронте, о том, что наша армия переходит в наступление и уже совсем скоро освободит и их родной Краснодон. Фашисты вышли на след молодогвардейцев и арестовали некоторых из них. Они пытали ребят, требуя, чтобы те выдали остальных подпольщиков и указали, где скрываются партизаны. Никто из молодогвардейцев ничего не сказал фашистам. Ребят живыми сбросили в угольную шахту и засыпали камнями. Юные герои погибли, но они внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.
— Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
Сл.17 - • С родной земли умри — не сходи.
• Своя земля в горести мила.
• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
• Всякому мила своя сторона.
• Дома и стены помогают.
• За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
• Любовь к Родине сильнее смерти.
• На родной сторонке и камешек знаком.
• На чужой сторонке Родина милей вдвойне.
• Родная землица и во сне снится.
• Родная сторонка — мать, чужая — мачеха.
• Кто Родиной торгует, того кара не минует.
• Родину, как родителей, на чужбине не найдешь.
• Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
• Родина — мать, умей за нее постоять.
• Смело идти в бой, Родина за тобой.
• Родина краше солнца, дороже золота.
• За край родной иди бесстрашно в бой.
- У каждого из нас есть малая Родина — место, где мы родились, и большая Родина — Отечество. К.Д. Ушинский говорил: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека родная мать — одна у него и родина». Любить Родину — это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и заботиться о будущем.
2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества
— Что такое история? (Ответы учеников, составление схемы.) сл.18
— Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?
- Ответим на этот вопрос, используя прием «Мозговой штурм».
Сл.19 — Перед вами высказывания о роли и назначении истории. Изучите и прокомментируйте их.
«Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, — вот что такое наша цивилизация. Стать гражданином можно лишь при одном условии — познакомившись с мыслями поколений, живших до нас» (А. Моруа).
«История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский).
«Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д.С. Лихачев).
«Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно неразвитый нравственно» (Н.Г. Чернышевский).
«…Уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами…» (Полибий).
«Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано» (Диодор Сицилийский).