Файл: Лекция 5 Стиль, образ, имидж Изучаемые вопросы Образ и имидж Создание образа и имиджа Стиль и образ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел №2 «Основы стилистики»
Лекция 5: Стиль, образ, имидж
Изучаемые вопросы:
-
Образ и имидж -
Создание образа и имиджа -
Стиль и образ.
Вопросы для самостоятельного изучения:
-
Формирование делового стиля.
1.Образ и имидж
Процессы культурного обмена и межкультурных коммуникаций непосредственно связаны с восприятием одной культуры представителями другой. Для обозначения подобных представлений, формирующихся в процессе взаимодействия между различными народами и государствами, существует ряд терминов: "образ", "имидж", "стереотип".
В современной науке сложилось множество подходов к исследованию образов, имиджей, стереотипов как научных категорий. Как правило, все эти подходы основаны на методиках, принятых в некоторых гуманитарных науках: социологии, философии, истории, политологии, этнологии, культурологии.
Образ – адекватно отраженная в человеческом сознании реальность, формирующаяся естественным путем в процессе познания и восприятия объективной действительности; результат стихийно складывающихся в сознании людей представлений о каком-либо объекте.
В философии образ - это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
В искусстве - это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
В художественном произведении - это тип, характер.
Образ - вид, облик.
Образ — живое наглядное представление о ком-нибудь, чем-нибудь.
Образ в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ — это результат и идеальная форма отражения объекта (предметов и явлений материального мира) в сознании человека.
Образ заложен в человека природой, по сути, он неуправляем, не зависим от нашей воли. Это неизменная часть человеческой натуры: ее личные особенности, достоинства, недостатки. Образ, в отличие от имиджа не может быть навязанным, надуманным. Образ - часть человека, его внутреннее «я». Подсознательно каждый человек знает, как он хочет выглядеть, вести себя и как должны видеть и воспринимать его окружающие.
Наряду с понятием "образ" в теории межкультурных коммуникаций, а также в различных социологических, политологических и прочих исследованиях можно встретить понятие "имидж". Существует большое количество определений этого понятия. Приведем наиболее распространенное.
Под имиджем обычно понимается непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания.
Имидж (от лат. imago – образ, отражение) – целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
Приведем разные трактовки имиджа.
Имидж - это внешнее отражение личностных характеристик человека. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.
Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
Имидж - представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе.
Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Это знаковые характеристики, где присутствует форма и содержание.
Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего «я» человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего «я».
Имидж включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, что связано с внешним обликом и внутренним содержанием человека, его психическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.
Имидж - это визуальная привлекательность личности. Это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с оконкретной индивидуальностью.
Имидж - собирательное понятие. Это форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.
Поли Берд говорит об имидже как о восприятии человека другими. «Это полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию».
По мнению В. М. Шепеля, имидж предполагает искусное вхождение во все жизненные роли и соответственно модели поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Между имиджем и реальностью всегда существует определенная дистанция. Имидж может приукрашивать, очернять, менять смысловые координаты действительности. Имидж — целенаправленно сформированный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект дополнительными ценностями и благодаря этому способствует более целенаправленному и эмоциональному его восприятию.
В целом имидж можно назвать комплексной формой коммуникации, обеспечивающей человеку максимально возможно полное впечатление об объекте и способствующей достижению стратегических целей коммуникации[1].
Фундаментальным свойством имиджа является его целесообразность. В имидже не должно быть ничего удачного или неудачного самого по себе – в нем удачно то, что целесообразно, т.е. обеспечивает продвижение к заданной цели. Особо нужно подчеркнуть такое качество имиджа, как социально-культурная целесообразность, т.е. он не должен противоречить глубоким традициям общества.
Другое важнейшее свойство имиджа – проективность. Это свойство подразумевает, в свою очередь, что имидж должен обладать экономической целесообразностью, обладать такими качествами, как планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость, быть надежным и показывать, выполнит ли он свое предназначение. И еще одно важное качество имиджа – узнаваемость.
Наибольшие дискуссии в отечественной науке связаны с соотношением понятий образа и имиджа. Среди российских ученых существует тенденция дифференцировать их, в то время как в англоязычной литературе семантика термина image объединяет оба эти понятия. Следует отметить, что и некоторые русскоязычные авторы, например, известный российский специалист по вопросам имиджелогии и паблик-рилейшенз Э. А. Галумов, трактуют понятия "имидж" и "образ" как тождественные.
Обращение к специальной литературе по проблемам образов и имиджей свидетельствует, что сама трактовка этих терминов является инвариантной. Представляется вполне логичным присоединиться к тем исследователям, которые считают, что между понятиями "образ" и "имидж" существуют различия, так как это позволяет более четко определять природу и сущность указанных явлений. Образ объективнее имиджа, который, в свою очередь, формируется в результате определенных действий и должен соответствовать чьим-либо интересам. В отличие от образа, имидж обладает определенной мобильностью и может изменяться иод влиянием ситуации.
В связи с таким многообразием субъектов имиджа исследователи предлагают множество вариантов классификации имиджа по типу носителя. В частности, Е. Б. Перелыгина выделяет четыре типа имиджей по носителю имиджа[8]:
-
1) индивидуальный имидж (имидж человека); -
2) групповой имидж (имидж социальной группы); -
3) корпоративный имидж (имидж организации); -
4) предметный имидж (имидж товара, услуги, культурного явления и тд.).
В политологии принято выделять имидж государства, политического лидера, политика, политической партии.
Эффективный имидж любого субъекта должен обладать определенным набором характеристик:
-
• целостность и непротиворечивость, соответствие однозначным обобщенным представлениям; -
• неустойчивость имиджа как идеального образования, его постоянно надо "подкреплять"; -
• определенная степень реалистичности, хотя он и является иллюзорным образом: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия; -
• прагматичность, т.е. ориентированность на ограниченный круг задач; -
• вариабельность: абсолютно жесткая и неизменная конструкция неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив[9].
В настоящее время в отечественной науке существует большое количество определений имиджа. Рассмотренные определения отражают его различные стороны, многообразие функций. В контексте международных отношений данные характеристики имиджа свидетельствуют о множественности аудиторий имиджа государства. Каждая из аудиторий обладает своей спецификой, в результате чего один и тот же сигнал, посылаемый представителем государства, может быть по-разному интерпретирован. Более того, зачастую имиджевые сигналы, оказывающие значительное воздействие на представителей одной аудитории, могут быть незамеченными и никак не восприниматься представителями другой аудитории, обладающими иной культурной спецификой. В множественности аудиторий как раз и заключается самая значительная сложность формирования имиджа государства. С одной стороны, необходимо, чтобы посылаемые государством сигналы не вызывали отторжения ни у одной из целевых аудиторий, с другой стороны, эти сигналы должны обладать достаточной универсальностью, чтобы заинтересовать представителей различных аудиторий.
Во многих языках мира слово «имидж» употребляется без перевода. На русский же оно переведено как
«образ», поэтому многие и предлагают заменить иноязычный термин отечественным. Но не все так просто.
Сопоставление характерных признаков имиджа и образа представлено в таблице:
Образ | Имидж |
Образ «рождается» в сознании окружающих, «живет», отражая действительность (историческую эпоху, социальную сферу) | Имидж целенаправленно формируется. Выбирается и меняется сознательно, либо наполняется новым содержанием, ориентируясь на ожидания окружающих |
Непрерывная, естественная динамика в развитии | Непрерывная искусственная динамика в развитии |
Рождается путем подчеркивания привлекательных черт - индивидуальных, субъектных, личностных (своеобразие, характерность) | Создается путем формирования привлекательных сильнодействующих качеств личности (воспитанность, эрудиция, профессионализм) и их искусного «преподнесения» |
Это естественный органичный процесс | Это искусственный технологический процесс. Имидж - это фасадная часть, внешняя архитектура образа |
Образу необходима ярко выраженная психологическая индивидуализация | Для создания имиджа индивидуализация образа имеет первостепенное значение |
Следовательно, образ рождается и живет в сознании окружающих, отражая естественные, адекватные проявления внутреннего мира человека. Это естественный органичный процесс. Имидж создается путем формирования каких-то сильнодействующих качеств, это искусственно-технологический процесс. Из всего набора наших характеристик мы должны отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими. Имидж «работает» над образом, подчеркивая привлекательные черты и маскируя непривлекательные. Таким образом, мы подошли к еще одному понятию -«маска».
Маска (от слова «маскировать» - прятать, скрывать) - это то, с помощью чего люди прячут свое лицо, настроение, отношение, используя мимику, слова, жесты.
В словарях маска - 1) накладная рожа, для потехи, 2) двоедушие, притворство, 3) ряженый, переряженый, переодетый.