Файл: Лекция 5 Стиль, образ, имидж Изучаемые вопросы Образ и имидж Создание образа и имиджа Стиль и образ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поскольку человек не может быть всегда и везде собой, маски ему необходимы, но постоянно носить маску невозможно.
Часто нам нужно не скрыть от людей свои состояния и качества, а наоборот открыть. Особенно это необходимо для установления искренних и доверительных отношений. Правильно и убедительно поведать о своих достоинствах гораздо труднее, чем скрыть свои недостатки. Поэтому в процессе работы над имиджем невозможно использовать маску как его основу. Различные маски призваны помочь в построения имиджа, ио не способны заменить его. Понятие «маска» отлично от понятия «имидж», равно как и понятие «образ». И среди них нет среднего. Они равно удалены друг от друга и одновременно взаимопроницаемы. Без образа и без масок не может быть имиджа.
Таким образом, имидж человека — это своеобразный текст, искусственно создаваемый на основе реально существующих качеств личности: его образа и стиля. Имидж представляется вовне для достижения поставленных целей. «Смысловых единиц», из которых может быть построен имидж, много. Главные из них — внешность, поведение, речь и кинетика (жесты, позы, взгляды, мимика, походка, взаимодействие с пространством). Они могут восприниматься и оцениваться как порознь, так и все вместе, находиться друг с другом как в гармоничном единстве, так и в противоречии.
-
Создание образа и имиджа
Каждый человек — уникальное создание со своими слабыми и сильными сторонами, которыми необходимо умело пользоваться. Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие технологии нужно освоить, чтобы создать свой успешный и достойный имидж.
Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие мини-технологии должен освоить каждый человек, чтобы создать свой успешный и достойный имидж.
Программу формирования имиджа можно условно подразделить на пять этапов:
-
Изучение себя (прежде чем создавать имидж, надо объективно оценить свои внешние данные). -
Определение цветовой гаммы имиджа. -
Отражение психологического портрета во внешнем облике (следует учитывать характер, темперамент, внутренний мир личности; известно, что имиджи двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами будут совершенно различными). -
Приведение имиджа в соответствие с той социальной ролью, которую избирают (любая выбранная роль требует соответствующих антуража и «сценического костюма» — почти всем нам приходится становиться собственными костюмерами, играя в «пьесе из своей жизни»). -
Выбор и создание прически и макияжа (свой облик можно успешно менять).
Можно предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую шесть этапов:
-
Определение стартовых условий — задач, подготовленности человека (ему предлагается опросник, с помощью которого он сможет определить то, над чем ему необходимо работать, чтобы сформировать свой привлекательный имидж). -
Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики). -
Отработка коммуникативной механики (на этом этапе необходимо совершенствоваться в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед и т.п.) -
Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях). -
Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления). -
Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.)
Считается, что люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые секунды знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают». Теперь «одежка» означает и костюм, и макияж, и походку, и мимику, и жесты.
«Сдержанная» одежда позволяет коллегам, клиентам видеть именно вас, а не то, что на вас. Так можно ненавязчиво выразить свою индивидуальность. Если вы уверены в том, что ваша одежда работает на вас и соответствует вашему образу, то можете совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.
«Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый!» — так должны говорить о работнике. Внешность такого человека свидетельствует о его уважении к окружающим. Одежде положено быть безукоризненно опрятной: неряшливость, небрежность ее всегда вызывает неприятное чувство у людей и воспринимается как неуважение к окружающим.
По тому, как человек стоит, ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов.
Одна из важнейших составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60-70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. Ведя разговор, представьте, например, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Ваш взгляд, направленный на этот треугольник, будет восприниматься как очень серьезный, и собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому.
Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются (в четыре раза). Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.
Улыбка — это «половина обаяния». Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Поэтому на третьем этапе необходим интенсивный коммуникативный тренинг.
От выбора правильного слова зависит сила его воздействия. Здесь могут оказать помощь следующие рекомендации:
-
употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность; -
включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.
Мощным фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство. Далеко не каждый может быть оратором, по ему необходимо соблюдать несколько правил выступления перед собравшимися, а именно:
-
подчеркивать голосом и жестами важнейшие для вас слова; -
менять тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу; -
изменять темп речи: это придаст ей выразительность; -
делать паузу до и после высказывания важных мыслей.
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
-
эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание); -
эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению); -
эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения); -
эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.); -
эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад); -
эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
-
построение слишком длинных фраз; -
использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова); -
введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения); -
частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»); -
нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению); -
чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»); -
злоупотребление модными словечками; -
злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов); -
использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы); -
слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить); -
отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
-
сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием; -
постоянно высказывать желание понять собеседника; -
сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений; -
выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника; -
вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок; -
поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.)
Важное значение имеет обучение личному ортобиозу, т.е. умению прежде всего поддержания здоровья: физического, психического и нравственного.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность.
Здоровье человека влияет не только на его самочувствие, работоспособность, но и на его внешний вид, его настроение. Нельзя забывать и о силе воздействия красоты. Огромную роль в поддержании хорошей физической формы, помимо занятий спортом, играет правильное питание — разнообразное и регулярное, с учетом возрастных, профессиональных, национальных, климатических, сезонных и других особенностей.
Правильно питаться — значит соблюдать элементарные гигиенические правила приготовления, обработки и сохранения пищевых продуктов, следить за их свежестью, содержать в чистоте посуду и т.п. Кроме того, правильно питаться — это значит способствовать сохранению нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не худеть в молодости, не полнеть в зрелом и пожилом возрасте.
Для работника очень важно и его психическое здоровье. Недаром же появилась в народе поговорка: «Все болезни — от нервов». Поэтому на этой стадии самосовершенствования необходимо научиться методам самоуспокоения (рационализации, визуализации и релаксации).
Итак, мы рассмотрели основные технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться. Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений и др.
-
Стиль и образ.
Идентичность человека разворачивается в выбираемых им ролях, которые складываются в образ и стиль жизни. В роли проявляется ситуативное «Я», а в череде ситуаций – стиль жизни как характеристика относительно устойчивых, повторяющихся свойств индивида. Образ и стиль жизни – это относительно устойчивые формы жизнедеятельности, характерные для больших или малых групп людей. В то же время эти формы имеют характер текста. Используя их, люди с одной стороны, интерпретируют поведение других, их место в обществе, особенности характера и т.д., а с другой – являются средством создания текста о себе, передают окружающим ответ на вопрос «А ты кто такой?».