Файл: 1. Базовые понятия жизнедеятельности и безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
1. Снижение уровня самой опасности – нормализация ноксосферы. 2. Защита расстоянием путем удаления человека от источника опасности на безопасную дистанцию, выведение человека из зоны повышенного риска (линии электропередач). 3. Разделение времени действия опасности и присутствия человека путем периодического временного ограничения доступа людей в ноксосферу (регулируемый перекресток). 4. Ограничение времени пребывания человека в ноксосфере путем разработки и неукоснительного выполнения специальных нормативов (вредные излучения, повышенный шум). 5. Защита общим экранированием путем создания между источником опасности и человеком некоторой общей преграды или экрана (убежища, изоляция людей). 6. Защита индивидуальным изолированием путем использования человеком специальных средств защиты для его полной изоляции в сверхэкстремальных зонах от источника опасности (скафандры). 7. Местная защита органов чувств и участков тела человека (перчатки, противогаз, акваланг, маски сварщика).
13. Понятие «приемлемого риска» и факторы, влияющие на него.
Приемлимый риск – равновесие между экономическими затратами и опасностью. Количественная оценка опасностей называется риском. Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.). Следовательно, можно ставить вопрос о своего рода нормировании уровня безопасности на основе понятия риска. В мировой практике нормированный риск называется приемлемым. Фактический риск в 100 – 1000 раз выше приемлемого. Естественно, что и приемлемый риск не остается постоянным. Понятие риска относится к любым негативным последствиям. Таким образом, введение понятия "приемлемый риск" имеет стимулирующий характер. В некоторых стандартах ССБТ понятие вероятности (риска) уже используется. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск - это зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей. Требование абсолютной безопасности может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Следует иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. В действительности приемлемые риски на 2-3 порядка "строже" фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.
14. Структура расходов на безопасность жизнедеятельности.
1) Расходы на предварительную подготовку (заблаговременные расходы 11 млрд рублей
2) ликвидация последствий катастроф 600млрд руб.
15. Трудовая деятельность в системе «человек-среда обитания».
Рассматривая систему «человек-среда обитания» как единую общность, обладающую целым рядом интегральных системных свойств, следует отметить, что эффективность этой системы в огромной степени зависит от безопасности и удобства работы самого человека. Именно поэтому анализ любой системы с участием труда человека требует в первую очередь скрупулезного изучения и учета особенностей действия в этой системе так называемого «человеческого фактора». Согласно классическому определению труд – это «целесообразная деятельность для созидания потребительских стоимостей» (Маркс). Такого рода деятельность обладает, как минимум, тремя важнейшими свойствами: во-первых, имеет цель своего осуществления, во-вторых, должна быть востребована обществом и, в-третьих, направлена на созидание. Сам труд как важнейшая форма жизнедеятельности человека является организованным процессом, который органично объединяет следующие основные компоненты: человека (субъект трудовой деятельности), предмет труда (объект трудовой деятельности), средства труда (служат для осуществления цели труда), условия труда (все вещественные, энергетические и информационные факторы). Предмет труда, средства труда, условия труда есть среда обитания. Труд, как вид жизнедеятельности человека, являясь сложным интегрирующим процессом, объединяет две подсистемы (человек и среда обитания) в одно целое. При этом следует подчеркнуть, что средства труда, к числу которых относятся всевозможные инструменты, приспособления, станки, машины и механизмы, с одной стороны, предназначены для усиления возможностей человека по его воздействию на объекты труда, с другой стороны, могут представлять немалую опасность для человека при неосторожном обращении с ними. С этой точки зрения они вполне закономерно должны быть включены в состав именно среды обитания человека при рассмотрении процессов его жизнедеятельности.
16. Основные группы трудовой деятельности.
Существующие классификации трудовой деятельности человека в первую очередь обращают внимание на степень его физической и умственной активности, а также на ту роль, которую играют в трудовых процессах различные средства труда по отношению к самому человеку. С учетом указанных факторов можно использовать следующую классификацию трудовой деятельности человека:
1) физический труд. В основе физического труда лежит именно применение физических усилий человека, без реализации которых данный вид трудовой деятельности вообще невозможен. Примерами такого вида труда могут служить специальности землекопа, грузчика, штукатура, маляра, плотника, слесаря, каменщика и т.д. Необходимо также отметить, что квалификация людей, занятых этим или любым другим физическим трудом, может быть очень высокой, характеризуя их поистине как мастеров своего дела и требуя от них определенных профессиональных навыков;
2) механизированный труд, при котором функции человека состоят в использовании в соответствии с заданным технологическим механизированных (т.е. имеющих электрический, гидравлический или любой другой привод, сторонний источник энергии) инструментов, станков, приспособлений, машин, обеспечивающих многократное расширение силовых, мощностных, точностных возможностей человека. При этом человек непосредственно вовлечен в выполняемый с помощью механизированного средства труда технологический процесс, обеспечивая определенную последовательность его реализации. Уровень затрачиваемых человеком усилий при этом может быть достаточно высок, но, как правило, существенно возрастает и спектр выполняемых им работ. Примерами подобного труда являются специальности фрезеровщика, токаря, сварщика, швеи-мотористки. Шофера, комбайнера, тракториста и т.д;
3) автоматизированный труд, при котором функции человека сводятся к роли оператора участвующего в управлении системой, непосредственно занятой выполнением заданного человеком технологического процесса по воздействию на объект труда. Физические усилия человека при этом невелики, но центр тяжести его работы в автоматизированной системе приходится на четкое восприятие поступающих информационных сигналов и адекватный быстрый отклик на них, т.е. на усиленное использование нервно-моторных возможностей собственного организма. Утомляемость и высокая нервная нагрузка операторов при достаточном уровне профессиональной подготовки предопределяют основную сложность трудовой деятельности в оперативном режиме работы. В зависимости от выполняемых операторами функций, можно выделить следующие категории этого вида труда: оператор-технолог (непосредственно задающий и наблюдающий в режиме реального времени ход выполнения автоматической системой четко предопределенного технологического процесса и в случае необходимости реализующий управляющие воздействия – операторы линий автоматич. сборки; операторы ЭВМ; операторы химического производства и др.);
оператор-манипулятор (анализ обстановки и непосредственное управление автоматизированной системой в сложных динамических условиях, меняющихся случайным образом – пилоты современных летательных аппаратов; операторы-проводники и операторы-космонавты при управлении автоматизированными динамическими объектами в сверхэкстремальных условиях); оператор-координатор (наблюдение и координация действий или динамических параметров различных объектов, в том числе и управляемых другими операторами в сложных, случайным образом меняющихся условиях окр. среды – диспетчеры метрополитена и ж\д (большая цена ошибочных решений));
4) умственный (интеллектуальный) труд, при котором основная рабочая нагрузка человека обусловлена необходимостью восприятия и осмысления большого количества разноплановой информации, иногда за длительный период времени, и дальнейшего принятия на этой основе системно обоснованных решений, имеющих как правило нетривиальный, творческий характер. Результаты такого умственного труда зачастую могут проявиться только спустя большое время после постановки задачи. Весьма характерны следующие категории этой сферы деятельности человека: инженерно-конструкторский труд (велика доля принимаемых творческих технических и конструкторско-технологических решений, связанных с формированием структуры, облика и процесса изготовления различных систем, машин и т.д.), организационно-управленческий труд (функции организации труда и управленческой работой других людей с целью достижения максимальной эффективности как отдельных производственных участков и структурных подразделений, так и целых предприятий), научно-исследовательский труд (планирование и реализация фундаментальных и прикладных научных исследований по выявлению основных закономерностей и свойств окружающего физико-биологического мира на различных структурных уровнях, так и по практическому использованию полученных фундаментальных знаний в конкретных областях деятельности человека), учебно-преподавательский труд (передача преподавателями знаний обучаемым в процессе любой формы обучения при использовании различных методов), творческий труд (основа деятельности человека – создание новых произведений в любой сфере),
5) прочие виды деятельности: здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение, армия, органы правопорядка и судопроизводства, профессиональный спорт, шоу-бизнес, индустрия развлечений, досуга и отдыха, торговля и т.д.
17. Виды трудовой деятельности человека-оператора.
Существует 5 групп трудовой деятельности человека: физический труд, механизированный труд, автоматизированный труд, интеллектуальный труд и прочие виды деятельности. В автоматизированном труде функции человека сводятся к роли оператора, участвующего в управлении системой, непосредственно занятой выполнением заданного человеком технологического процесса по воздействию на объект труда. Утомляемость и высокая нервная нагрузка операторов при достаточном уровне профессиональной подготовки предопределяют основную сложность трудовой деятельности в оперативном режиме работы.
В зависимости от выполняемых операторами функций, можно выделить следующие категории этого вида труда: оператор-технолог (непосредственно задающий и наблюдающий в режиме реального времени ход выполнения автоматической системой четко предопределенного технологического процесса и в случае необходимости реализующий управляющие воздействия – операторы линий автоматич. сборки; операторы ЭВМ; операторы химического производства и др.); оператор-манипулятор (анализ обстановки и непосредственное управление автоматизированной системой в сложных динамических условиях, меняющихся случайным образом – пилоты современных летательных аппаратов; операторы-проводники и операторы-космонавты при управлении автоматизированными динамическими объектами в сверхэкстремальных условиях); оператор-координатор (наблюдение и координация действий или динамических параметров различных объектов, в том числе и управляемых другими операторами в сложных, случайным образом меняющихся условиях окр. среды – диспетчеры метрополитена и ж\д).
18. Комфортные и допустимые условия трудовой деятельности.
Условия, в которых трудится человек, влияют на результаты производства - производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека. Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда. Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является обеспечение чистоты воздуха и нормальных метеорологических условий в рабочей зоне помещений, т. е. пространстве высотой до 2