ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка в 3 классе.
Образовательная система: Школа России
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема: «Правописание частицы не с глаголами».
Раздел: 6
Тип урока: урок «открытия» знаний
Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголам
Задачи урока:
Обучающие :
-
знакомить учащихся с ролью частицы не в речи; -
способствовать обогащению словарного запаса детей; -
формировать орфографическую зоркость; -
познакомить со словами-исключениями;
Развивающие:
-
развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;
Воспитывающие:
-
воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели; -
воспитывать интерес к занятиям русским языком.
Планируемые результаты:
Предметные: научится правильно писать частицу не с глаголом ;расширять словарный запас учащихся;учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения;
Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: определять и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, искать средства для её осуществления;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.
Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
Методы: проблемные, частично-поисковые, словесные
Формы организации деятельности учащихся:
коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Русского языка.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)Организационный момент (1 – 2 минуты) | Учитель приветствует учащихся и просит открыть тетради, записать число, классная работа. Психологический настрой. - Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас. | Учащиеся приветствуют учителя. | Регулятивные: контроль; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация и целеполагание (7 минут) | Просит от глаголов образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Выделить приставки. (слайд 2) Читать, лепить, прыгать Устно спрашивает как изменятся по родам. - А что бы узнать, о чём мы с вами будем разговаривать вам нужно решить кроссворд в группах (делит класс на группы по 4 человека) 1) Учащийся в школе. (Ученик) 2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал) 3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия) 4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь) 5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.) 6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец) 7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)
- Какое слово получилось по вертикали? (частица) - Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи (служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами. | Повторяют предыдущий материал. Отгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. свободная ориентация и восприятие текста; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); пепи рассуждений; доказательство; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к основному этапу занятия (5 минут) | - Назовите глаголы в пословицах (слайд 3):
- Объясните смысл пословиц. - Какая частица стоит перед каждым глаголом? - Частица НЕ. -Постарайтесь сформулировать тему урока.(слайд 4: Частица НЕ с глаголами) | Работают над пословицами. Формулируют тему урока. | Регулятивные: Контроль ,коррекция Оценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация и восприятие текста; построение логической цепи рассуждений; доказательство; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут) | - Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей не, в строчку через запятую (слайд №5):
- Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило? - Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (слайд 6) Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не? - Как пишется не с глаголами? (Отдельно). - Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не. - Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам. - Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?
- Какой смысл придает глаголам частица НЕ? - Действительно, частица не выражает отрицание, либо запрет. Выводит на слайд №7 глаголы-исключения: - Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают.
- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕ не употребляются.) - В этих словах НЕ – это приставка. - Эти слова пишутся с не слитно. ФИЗМИНУТКА: с частицей не: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте. | Работают с глаголами из пословицы. Формулируют правило. Слушают стихотворение. Знакомятся с глаголами -исключениями. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений; доказательство. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление, обобщение и систематизация знаний (10 минут) | Творческая работа в группах. - Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не (слайд №8) Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - Где уместно разместить такой текст? - Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу). - А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. - Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам:
Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами. | Слушают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют работу в группах. | Регулятивные: планирование; контроль; саморегуляция. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль и самопроверка знаний (5 минут) | Задаёт вопросы: -Над какой темой мы с вами работали? Что такое не? - Как нужно писать частицу не с глаголом? - Для чего служит частица не? - Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: планирование, контроль саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков; доказательство; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (2 минуты) | Урок: Я на уроке: Итог: 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял Д/з: стр.125, упр.227 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |