Файл: Тема Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Коммуникативные качества речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверяемое задание № 1
Тема 1.4. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Коммуникативные качества речи
Типы речевых ошибок
Акцентологические и орфоэпические ошибки | Лексические ошибки | Грамматические ошибки | Стилевые ошибки |
| |||
А) Мама выстояла очередь за тортАми. Правильно- «за тОртами» Для достижения успехов в учебе используем все средствА .Правильно-«срЕдства». Хорошая профессия- шОферы. Правильно- «шофЁры». Ребята, откройте форзАц учебника. Правильно-«фОрзац».Это задания вам задано на дОм. Правильно -«нА дом». Замечательный возраст-отрОчество. Правильно-«Отрочество». Из искрЫ возгорится пламя. Правильно- «из Искры». Надеть правую туфлЮ. Правильно- «тУфлю». Ребята, совершим экскУрс в историю. Правильно-Экскурс. Б) Мне ску(чн)но. Правильно- мне ску(шн)о. Коне(чн)о. Правильно- коне(шн)но. Ребята, найдите местоимЁнные части речи. Правильно – местоимЕнные. Недопустима издЕвка над человеком. Правильно- издЁвка.Нельзя допускать дЕградации. Правильно-д(э)градации | Нельзя допускать падения вниз. Нарушена лексическая норма-плеоназм. Лишнее слово-вниз. Автор использует художественные особенности. Нарушена лексическая сочетаемость. Правильно- художественные средства. Разливать масло в огонь. Нарушение фразеологизма. Правильно- подливать масла в огонь. Ребенок, одень шапку. Неразличение паронимов. Правильно- надеть шапку. Ребята достигли консенсуса в споре. Неоправданное употребление заимствованных слов. Правильно-достигли соглашения. От вируса скончался пес. Неоправданное употребление канцеляризмов. Правильно- умер пес. Этот рассказ написал Горький. В нем говорится о правде. Неудачное употребление местоимений. Правильно-В произведении говорится о правде. | 1.Ошибочное словообразование Я сегодня подскользнулся Правильно-поскользнулся. 2. Неправильное образование формы существительного Мне нужно подписать договора. Правильно- договоры 3.Неверное образование формы прилагательного.Назовите самого старейшего человека в вашей семье. Правильно- самого старого или старейшего. 4.Неправильное образование формы числительного. Около шестиста учеников обучается в нашей школе. Правильно- около шестисот учеников 5.Неверное образование формы местоимения. Ихний сын плохо учится. Правильно- их сын. 6 Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий. Махает рукой. Правильно- машет. Скакающий на коне .Верно- скачущий. Положа трубку. Правильно- положив 7. Нарушение согласования. Учитель восхищается учениками, напролом идущих к своей цели Правильно- учениками, идущими к своей цели 8.Нарушение управления. Анна Александровна не поздравила с день рожденья. Правильно- с днем рождения. 9.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом Правильно- кто советует 10. Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.Правильно- Когда я подьезжал к станции, у меня упала шляпа. 11. Смешение прямой и косвенной речи. Директор заявил, что я накажу виновных. Правильно- что ОН накажет… 12.Нарушение границ предложения Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение). | 1.Тавтология. Сегодня обратимся к проблемам в лесном хозяйстве. Проблемным вопросом является финансирование лесного хозяйства. Правильно-Острым вопросом… 2. Увлечение речевыми штампами.Очень важно применить свой навык убеждения по отношению к проблемному ребенку. Правильно- Очень важно попытаться убедить.. 3. Смешение стилей Глупость учащихся находится на глубине ген. Правильно- Слабое умственное развитие учащихся может передаваться генетически 4. Употребление слов паразитов Короче, пора уходить. Урок типа закончился. Правильно-Пора уходить. Урок закончился. 5.Чрезмерное злоупотребление иностранными словами Этот перфоменс произвел сильное впечатление на паблик. Саунд был великолепен. Правильно-Это выступление произвело впечатление на публику. Звучание было великолепно |
Можно сделать вывод. Помогут повысить собственную речевую культуру следующие средства и способы.
1) Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.
2) Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.
3) Обогащение словарного запаса.