Файл: Рабочая программа по информатике 7 класс Составитель П. М. Боднарчук Должность учитель информатики 2021 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2 имени В.В.Тихонова»
г.о. Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «Лицей №2»_____________
(О.А.Боброва)
«__»_____________2021г.
Рабочая программа
по информатике
7 класс
Составитель: П. М. Боднарчук
Должность: учитель информатики
2021 г.
Рабочая программа составлена на основе программы по учебному предмету «Информатика» Основной образовательной программы ООО ФГОС МОУ СОШ №4 и программ Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой. , Информатика.7-9 классы, Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л. Бутягина. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Учебник Информатика : учебник для 7 класса Л.Л. Босова, А.Ю.Босова, 5-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Программа рассчитана на 34 часа, 1 часа в неделю. Срок реализации-1 год
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; -
понимание роли информационных процессов в современном мире; -
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; -
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; -
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; -
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; -
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; -
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; -
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; -
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; -
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; -
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; -
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; -
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; -
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения информатики
Ученик научится:
-
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; -
оперировать единицами измерения количества информации; -
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); -
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; -
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; -
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); -
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; -
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; -
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. -
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; -
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); -
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; -
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; -
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; -
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов; -
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке; -
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; -
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; -
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; -
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. -
называть функции и характеристики основных устройств компьютера; -
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; -
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; -
оперировать объектами файловой системы; -
применять основные правила создания текстовых документов; -
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; -
использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах; -
работать с формулами; -
визуализировать соотношения между числовыми величинами; -
осуществлять поиск информации в готовой базе данных; -
основам организации и функционирования компьютерных сетей; -
составлять запросы для поиска информации в Интернете; -
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
-
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, информационных процессах и их роли в современном мире; -
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; -
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита; -
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; -
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; -
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; -
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; -
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; -
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов; -
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. -
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; -
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; -
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; -
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; -
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; -
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.); -
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; -
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. -
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; -
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; -
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; -
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; -
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам; -
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); -
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; -
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация и данные. Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей информации. Примеры информационных процессов в системах раз-личной природы.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Характеристики современных носителей информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Поиск информации в Интернете.
Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.
Представление информации. Формы представления информации. Символ.
Алфавит — конечное множество символов; мощность алфавита. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Язык как способ представления информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Двоичный код. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления. Запись целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичной системе счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Сравнение двоичных чисел. Двоичная арифметика.