Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, увлекательной, постоянно меняющейся форме (путешествие на ковре – самолете, поиски пропавшего героя сказки по его следам, составление гороскопа на сказочного героя…);
используется различный наглядный материал (иллюстрации к сказкам, сюжетные картинки, игрушки, кукольный театр, наборы геометрических фигурок, карты – схемы и т.д.);
многие занятия строятся на встрече главного героя сказки с ребятами, где дети активно помогают герою: отгадывать загадки, найти верную дорогу, вспомнить волшебное слово и т.д.;
на занятиях всегда звучат музыка и песни.
Занятия требуют со стороны педагога высокой эмоциональности, так как сухое, формальное отношение к материалу мало способствует развитию у ребенка нравственных качеств. Поэтому на занятиях педагог ориентируется на личное своеобразие каждого ребенка.
При организации и проведении занятий используются следующие принципы:
принцип развивающей среды:
ярко, доступно, интересно;
я играю, творю, отдыхаю.
принцип гармонии, познания и творчества.
принципы систематичности и последовательности.
принцип вариативности, динамичности, разнообразия видов деятельности и форм работы с детьми.
принцип сотрудничества (субъект – субъектные отношения, ребенок активный участник образовательного процесса).
принцип конструктивности (образовательный процесс направлен на поиск совершенствования и развития ребенка).
Важнейший принцип организации и проведения занятий – это взаимосвязь воспитания нравственных качеств, сознания и поведения детей. Для достижения этого единства используются различные приемы и методы.
Основным приемом и одновременно средством воспитания добрых чувств у детей является игра.
Она активизирует чувства и отношение ребенка, его представление об окружающем мире. В игре дети учатся общению, взаимодействию друг с другом, учатся сопереживать и сорадоваться, познают на практике значение простых понятий: добро – зло, хорошо – плохо. Часто игра выполняет роль упражнения: преодолевая препятствия в поисках сказочного героя, дети упражняются в оказании помощи друг другу, другой команде; выполняя роль жителей Теремка, тренируются в приеме гостей… Применяя на занятиях игровую технологию, дети учатся управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях и учатся находить нестандартные решения.
Игра помогает разнообразить форму занятий. Использование передвижных и музыкальных игр, а так же других игровых приемов, позволяет на всех занятиях обеспечить необходимую для детей этого возраста смену видов деятельности.
Поскольку добрые чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, во взаимоотношениях друг с другом, на занятиях, кроме игры, используются и другие виды деятельности:
рисование;
изготовление поделок;
танцы;
эстафеты;
конкурсные занятия.
При этом занятия выполняются индивидуально, по группам или все вместе.
Очень часто используется на занятиях метод создания ситуации выбора, когда ребенок должен самостоятельно и довольно быстро принять решение: пройти мимо или помочь, стать на сторону того или иного героя, объяснив мотивы своего выбора. В этих ситуациях ярко просматривается индивидуальность каждого ребенка, его отношение к данной ситуации, что позволяет педагогу при необходимости корректировать поведение детей.
Одним из важнейших методов работы с детьми этого возраста является метод наглядности. На занятии используется конкретные материалы: литературный материал (сказки), видеофильмы, иллюстрации, фотографии, принимают участие настоящие животные и растения.
Используя материалы, педагог организует наблюдение, рассматривание и обсуждение, беседы. При этом важно использовать метод побуждения ребенка к сопереживанию, тем самым, воспитывая чувство доброты, сострадания, справедливости, любви к Родине.
На занятиях создается благоприятный психологический климат для развития личности ребенка и воспитания добрых чувств.
Отследить процесс воспитания добрых чувств педагогу позволяют такие методы как:
наблюдение;
беседа;
тестирование;
анализ продуктов деятельности детей.
Наблюдение позволяет выявить присущее каждому ребенку особенность поступков, интересов, отношений с окружающими. Свободная комфортная обстановка, создаваемая на занятиях, способствует естественному раскованному поведению детей, проявлению их истинных чувств.
Наблюдение за общением детей дают педагогу богатый материал для изучения ребенка, и от того, какой характер общения ребенка с окружающими, зависит, какие личностные качества формируются у него. Поэтому на занятиях организуются различные формы общения:
деловое (дети получают знания: что, почему и как надо делать);
познавательное (дети получают новую информацию о предмете и устанавливают связи между ними);
личностное (потребность ребенка во взаимоотношении и сопереживании).
Проводя наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть зону ближайшего нравственного развития для всей группы в целом и каждого ребенка в отдельности.
Интересный материал о личности ребенка дает педагогу беседа. Важным является не только содержание ответов, но и все картины поведения человека – его мимика, жесты, интонации и эмоциональное состояние в целом.
Для определения индивидуальных различий детей используется тестирование. Оно позволяет выявить у ребенка наличие знаний и навыков, определить личностные характеристики, дает возможность раскрывать внутриличностный конфликт и избыточную эмоциональную напряженность. Тестами служат: организованные игры, детские рисунки, задания, связанные с цветовым выбором. Об отношениях с ребенка к окружающему миру, об особенностях его восприятия и других сторонах психики, педагог узнает, анализируя продукты деятельности детей: поделки, аппликации, рисунки.
Изучение результатов детского коллективного, индивидуального творчества, обогащает знания о ребенке, помогает выявить его интересы, способности, некоторые черты характера, при этом педагог анализирует как сам процесс работы, так и содержание, композицию, стиль детских работ.
Особенно важным диагностическим показателем является цвет, которые используется ребенком не столько, как изобразительно средство, сколько, как способ выражения своего отношения к окружающим.
Изучение личности ребенка на занятиях – это важное, необходимое средство воспитания добрых чувств.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: чем раньше ребенок начнет постигать азбуку доброты в семье, на занятиях, в общении с окружающими, тем успешнее он будет себя реализовывать во всех сферах деятельности и жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Заключение
Учительство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных,
дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, по и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально- и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура.
Профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
2. Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. - М., 1980.
3. Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс - Грозный, 1976.
4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. - Вопросы психологии. №1, 1984.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
6. производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. - Педагогика, №5, 1999.
8. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
9. Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
10. «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
11. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
13. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). - СПб, 1997.
14. Кан-Калик В Л. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
16. Коломина И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. -М., 1983.
17. Корчак Я. Как любить ребенка (педагогическое наследие). - М., 1990.
18. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. - М., 1989.
34. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб, 1998.
35. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. - №3.
36. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999 - №3.
37. Евладова Е.Б. «Погружение» в культуру // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М., 1999.
38. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. Процесс воспитания. - М., 1999. - Кн. 2.
39. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
40. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
41. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. - Л., 1991.
42. Гальперин ТТЛ. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.
44. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8т.- М., 1983-1986.
45. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного преодоления или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы, 1997, №2.
используется различный наглядный материал (иллюстрации к сказкам, сюжетные картинки, игрушки, кукольный театр, наборы геометрических фигурок, карты – схемы и т.д.);
многие занятия строятся на встрече главного героя сказки с ребятами, где дети активно помогают герою: отгадывать загадки, найти верную дорогу, вспомнить волшебное слово и т.д.;
на занятиях всегда звучат музыка и песни.
Занятия требуют со стороны педагога высокой эмоциональности, так как сухое, формальное отношение к материалу мало способствует развитию у ребенка нравственных качеств. Поэтому на занятиях педагог ориентируется на личное своеобразие каждого ребенка.
При организации и проведении занятий используются следующие принципы:
принцип развивающей среды:
ярко, доступно, интересно;
я играю, творю, отдыхаю.
принцип гармонии, познания и творчества.
принципы систематичности и последовательности.
принцип вариативности, динамичности, разнообразия видов деятельности и форм работы с детьми.
принцип сотрудничества (субъект – субъектные отношения, ребенок активный участник образовательного процесса).
принцип конструктивности (образовательный процесс направлен на поиск совершенствования и развития ребенка).
Важнейший принцип организации и проведения занятий – это взаимосвязь воспитания нравственных качеств, сознания и поведения детей. Для достижения этого единства используются различные приемы и методы.
Основным приемом и одновременно средством воспитания добрых чувств у детей является игра.
Она активизирует чувства и отношение ребенка, его представление об окружающем мире. В игре дети учатся общению, взаимодействию друг с другом, учатся сопереживать и сорадоваться, познают на практике значение простых понятий: добро – зло, хорошо – плохо. Часто игра выполняет роль упражнения: преодолевая препятствия в поисках сказочного героя, дети упражняются в оказании помощи друг другу, другой команде; выполняя роль жителей Теремка, тренируются в приеме гостей… Применяя на занятиях игровую технологию, дети учатся управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях и учатся находить нестандартные решения.
Игра помогает разнообразить форму занятий. Использование передвижных и музыкальных игр, а так же других игровых приемов, позволяет на всех занятиях обеспечить необходимую для детей этого возраста смену видов деятельности.
Поскольку добрые чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, во взаимоотношениях друг с другом, на занятиях, кроме игры, используются и другие виды деятельности:
рисование;
изготовление поделок;
танцы;
эстафеты;
конкурсные занятия.
При этом занятия выполняются индивидуально, по группам или все вместе.
Очень часто используется на занятиях метод создания ситуации выбора, когда ребенок должен самостоятельно и довольно быстро принять решение: пройти мимо или помочь, стать на сторону того или иного героя, объяснив мотивы своего выбора. В этих ситуациях ярко просматривается индивидуальность каждого ребенка, его отношение к данной ситуации, что позволяет педагогу при необходимости корректировать поведение детей.
Одним из важнейших методов работы с детьми этого возраста является метод наглядности. На занятии используется конкретные материалы: литературный материал (сказки), видеофильмы, иллюстрации, фотографии, принимают участие настоящие животные и растения.
Используя материалы, педагог организует наблюдение, рассматривание и обсуждение, беседы. При этом важно использовать метод побуждения ребенка к сопереживанию, тем самым, воспитывая чувство доброты, сострадания, справедливости, любви к Родине.
На занятиях создается благоприятный психологический климат для развития личности ребенка и воспитания добрых чувств.
Отследить процесс воспитания добрых чувств педагогу позволяют такие методы как:
наблюдение;
беседа;
тестирование;
анализ продуктов деятельности детей.
Наблюдение позволяет выявить присущее каждому ребенку особенность поступков, интересов, отношений с окружающими. Свободная комфортная обстановка, создаваемая на занятиях, способствует естественному раскованному поведению детей, проявлению их истинных чувств.
Наблюдение за общением детей дают педагогу богатый материал для изучения ребенка, и от того, какой характер общения ребенка с окружающими, зависит, какие личностные качества формируются у него. Поэтому на занятиях организуются различные формы общения:
деловое (дети получают знания: что, почему и как надо делать);
познавательное (дети получают новую информацию о предмете и устанавливают связи между ними);
личностное (потребность ребенка во взаимоотношении и сопереживании).
Проводя наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть зону ближайшего нравственного развития для всей группы в целом и каждого ребенка в отдельности.
Интересный материал о личности ребенка дает педагогу беседа. Важным является не только содержание ответов, но и все картины поведения человека – его мимика, жесты, интонации и эмоциональное состояние в целом.
Для определения индивидуальных различий детей используется тестирование. Оно позволяет выявить у ребенка наличие знаний и навыков, определить личностные характеристики, дает возможность раскрывать внутриличностный конфликт и избыточную эмоциональную напряженность. Тестами служат: организованные игры, детские рисунки, задания, связанные с цветовым выбором. Об отношениях с ребенка к окружающему миру, об особенностях его восприятия и других сторонах психики, педагог узнает, анализируя продукты деятельности детей: поделки, аппликации, рисунки.
Изучение результатов детского коллективного, индивидуального творчества, обогащает знания о ребенке, помогает выявить его интересы, способности, некоторые черты характера, при этом педагог анализирует как сам процесс работы, так и содержание, композицию, стиль детских работ.
Особенно важным диагностическим показателем является цвет, которые используется ребенком не столько, как изобразительно средство, сколько, как способ выражения своего отношения к окружающим.
Изучение личности ребенка на занятиях – это важное, необходимое средство воспитания добрых чувств.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: чем раньше ребенок начнет постигать азбуку доброты в семье, на занятиях, в общении с окружающими, тем успешнее он будет себя реализовывать во всех сферах деятельности и жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Заключение
Учительство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных,
дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, по и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально- и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура.
Профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
2. Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. - М., 1980.
3. Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс - Грозный, 1976.
4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. - Вопросы психологии. №1, 1984.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
6. производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. - Педагогика, №5, 1999.
8. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
9. Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
10. «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
11. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
13. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). - СПб, 1997.
14. Кан-Калик В Л. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
16. Коломина И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. -М., 1983.
17. Корчак Я. Как любить ребенка (педагогическое наследие). - М., 1990.
18. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. - М., 1989.
34. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб, 1998.
35. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. - №3.
36. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999 - №3.
37. Евладова Е.Б. «Погружение» в культуру // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М., 1999.
38. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. Процесс воспитания. - М., 1999. - Кн. 2.
39. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
40. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
41. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. - Л., 1991.
42. Гальперин ТТЛ. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.
44. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8т.- М., 1983-1986.
45. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного преодоления или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы, 1997, №2.