ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование составлено:
на основе рабочей программы по учебному предмету «Биология» уровня основного общего образования (базовый уровень) 5-9 классы (УМК И.Н. Пономарева) МБОУ «Новоалександровская СОШ»;
с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования» «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2022-2023 учебном году».
Календарно-тематическое планирование ориентировано на базовый уровень изучения предмета «Биология»
Календарно-тематическое планирование предусматривает обучение учащихся реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с ЗПР.
Настоящее календарно-тематическое планирование предполагает использование учебно-методического комплекта к программе авторского курса биологии для 5 – 9 классов И. Н. Пономаровой, рекомендованное Министерством образования и науки РФ:
-
Биология: 8 класс: учебник/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- М. : Вентана-Граф, 2022г.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» уровня основного общего образования (базовый уровень) 5-9 классы (УМК И.Н. Пономаревой) МБОУ «Новоалександровская СОШ» для 8 класса, рассчитана на 70 часов (из них 4 часа резервного времени)
Календарным графиком МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» установлено в 8 классе 34 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год отводит для изучения учебного предмета «Биология» в 8 классе 2 часа в учебную неделю, 34 часа в учебном году.
В соответствии с календарным графиком, учебным планом МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» на 2022 – 2023 учебный год, в целях выполнения программного материала в рабочую программу учебного предмета «Биология» уровня основного общего образования (базовый уровень) 5-9 классы (УМК И.Н. Пономарева) МБОУ «Новоалександровская СОШ» вносятся изменения: добавлен 1 час из 4-х часов резервного времени в разделе «Кровеносная система» (8 часов вместо 7); в раздел «Половая система и индивидуальное развитие человека» добавлен 1 час (3 вместо 2х часов).
В связи с нехваткой календарных дней уплотнены темы уроков.
№ урока | Дата проведения | Темы уроков |
60 | 27.04 | Психологические особенности личности |
61 | Регуляция поведения |
В результате программный материал учебного предмета «Биология» автора предметной линии учебников И.Н. Пономаревой для 8 класса в течение 2022-2023 учебного года будет выполнен полностью.
В 2022-2023 учебном году календарно-тематическое планирование включает проведение лабораторных работ в 8 классе – 9; практических работ — 24
Лабораторные и практические работы проводится в темах: «Общий обзор организма человека», «Опорно-двигательная система», «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Обмен веществ и энергии», «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы», «Поведение человека и высшая нервная деятельность».
Тексты лабораторных и практических работ приведены в учебнике Биология: 8 класс: учебник/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- М. : Вентана-Граф, 2022г
Лабораторные работы и практические работы
№ п/п | Тема лабораторной и практической работы | Дата проведения |
1 | Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 06.09 |
2 | Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 08.09 |
3 | Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса» | 13.09 |
4 | Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» | 20.09 |
5 | Лабораторная работа № 4 «Состав костей» | 20.09 |
6 | Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 27.09 |
7 | Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы» | 04.10 |
8 | Практическая работа № 4 «Проверка правильности осанки» | 11.10 |
9 | Практическая работа № 5 «Выявление плоскостопия» | 11.10 |
10 | Практическая работа№6 «Оценка гибкости позвоночника» | 11.10 |
11 | Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 20.10 |
12 | Практическая работа № 7«Изучение явления кислородного голодания» | 08.11 |
13 | Практическая работа № 8 «Определение ЧСС, скорости кровотока» | 10.11 |
14 | Практическая работа № 9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 15.11 |
15 | Практическая работа № 10 «Доказательство вреда табакокурения» | 17.11 |
16 | Практическая работа № 11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 17.11 |
17 | Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 29.11 |
18 | Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» | 01.12 |
19 | Практическая работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки» | 06.12 |
20 | Практическая работа № 13 «Определение запыленности воздуха» | 08.12 |
21 | Практическая работа № 14 «Определение местоположения слюнных желез» | 20.12 |
22 | Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 10.01 |
23 | Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 10.01 |
24 | Практическая работа № 15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 31.01 |
25 | Практическая работа № 16 «Изучение действия прямых и обратных связей» | 02.03 |
26 | Практическая работа № 17 «Штриховое раздражение кожи» | 07.03 |
27 | Практическая работа № 18 «Изучение функций отделов головного мозга» | 14.03 |
28 | Практическая работа № 19 «Исследование реакции зрачка на освещенность» | 16.03 |
29 | Практическая работа № 20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 16.03 |
30 | Практическая работа № 21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 04.04 |
31 | Практическая работа № 22 «Исследование тактильных рецепторов» | 06.04 |
32 | Практическая работа № 23 «Перестройка динамического стереотипа» | 18.04 |
33 | Практическая работа № 24 «Изучение внимание» | 25.04 |
Учебно-тематический план
8 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа) УМК И.Н. Пономарева
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
По ктп | Практических работ | Лабораторных работы | ||
1 | Введение Общий обзор организма человека | 5 | 1 | 2 |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 5 | 2 |
3 | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 8 | 5 | 1 |
4 | Дыхательная система | 7 | 2 | 2 |
5 | Пищеварительная система | 7 | 1 | 2 |
6 | Обмен веществ и энергии | 3 | 1 | - |
7 | Мочевыделительная система | 2 | - | - |
8 | Кожа | 3 | - | - |
9 | Эндокринная и нервная системы | 5 | 3 | - |
10 | Органы чувств и анализаторы | 6 | 4 | - |
11 | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 | 2 | - |
12 | Половая система и индивидуальное развитие человека | 4 | - | - |
| ИТОГО | 68 | 24 | 9 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и темы | Календарные сроки прохождения | Характеристика деятельности обучающихся | Примечание | ||
план | факт | |||||
| «Общий обзор организма человека» 5 часов | Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения. Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны. Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Определять понятия: «ткань», «синапс», «нейроглия». Называть типы и виды тканей позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности тканей разных типов. Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения ими исполнительной или регуляторной функции. Определять место человека в живой природе. Характеризовать процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать иллюстрации в учебнике с натуральными объектами. Выполнять наблюдение с помощью микроскопа, описывать результаты. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | | |||
1 | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе | 01.09 | | | ||
2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 06.09 | | | ||
3 | Ткани организма человека Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 08.09 | | | ||
4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса» | 13.09 | | | ||
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» | 15.09 | | | ||
«Опорно-двигательная система» 9 часов | Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки. Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать причину различия в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин. Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов. Определять понятия: «растяжение», «вывих», «перелом». Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления годового проекта «Курсы первой помощи для школьников». Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы. Описывать условия нормальной работы скелетных мышц. Называть основные группы мышц. Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела. Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты». Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывать значение правильной формы стопы. Формулировать правила профилактики плоскостопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы. Различать динамические и статические физические упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики. Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | | ||||
6 | Строение, состав и типы соединения костей Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей» | 20.09 | | | ||
7 | Скелет головы и скелет туловища | 22.09 | | | ||
8 | Скелет конечностей Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 27.09 | | | ||
9 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 29.09. | | | ||
10 | Строение, основные типы и группы мышц Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы» | 04.10 | | | ||
11 | Работа мышц | 06.10 | | | ||
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. Практическая работа № 4 «Проверка правильности осанки» Практическая работа № 5 «Выявление плоскостопия» Практическая работа№6 «Оценка гибкости позвоночника» | 11.10 | | | ||
13 | Развитие опорно-двигательной системы | 13.10 | | | ||
14 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Опорно-двигательная система» | 18.10 | | | ||
«Кровеносная система. Внутренняя среда организма» 8 часов | Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз. Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании прилагательного «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам. Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять функции лимфатических узлов. Определять понятие «пульс». Различать понятия: «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление». Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония». Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Раскрывать понятия: «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут». Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца. Различать признаки различных видов кровотечений. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения. Выполнять опыт — брать функциональную пробу; фиксировать результаты; проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов кровеносной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников». Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | | ||||
15 | Значение крови и её состав Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 20.10 | | | ||
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | 01.11 | | | ||
17 | Сердце. Круги кровообращения | 03.11 | | | ||
18 | Движение лимфы Практическая работа № 7«Изучение явления кислородного голодания» | 08.11 | | | ||
19 | Движение крови по сосудам Практическая работа № 8 «Определение ЧСС, скорости кровотока» | 10.11 | | | ||
20 | Регуляция работы органов кровеносной системы Практическая работа № 9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 15.11 | | | ||
21 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа № 10 «Доказательство вреда табакокурения» Практическая работа № 11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 17.11 | | | ||
22 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 22.11 | | | ||
Дыхательная система 7 часов | Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей. Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких. Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть». Объяснять опасность обморока, завала землёй. Называть признаки электротравмы. Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев. Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников». Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями. Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы. Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |