ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет по образованию муниципального образования «Энский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Педагогическим советом | Директор МБОУ Школа № 1 | |
МБОУ Школа № 1 | Андреев | А.А. Андреев |
(протокол от 14.01.2022 № 3) | 14.01.2022 | |
| | |
Положение о программе наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ «Средняя школа № 1» разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; -
письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; -
приказа Министерства образования и науки Энской области от 18.11.2021 № 604; -
приказа Управления образования города Энска от 20.12.2021 № 345; -
устава МБОУ «Средняя школа № 1»,
и определяет порядок организации наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1».
1.2. Настоящее Положение:
-
определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель); -
устанавливает порядок организации наставнической деятельности; -
определяет права и обязанности ее участников; -
определяет требования, предъявляемые к наставникам; -
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; -
определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются:
-
наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого; -
наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции; -
руководитель МБОУ «Средняя школа № 1»; -
куратор наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» – сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию программы; -
родители (законные представители) обучающихся; -
выпускники МБОУ «Средняя школа № 1»; -
участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители образовательных организаций, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
2. Цель и задачи наставничества, планируемые результаты программы наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МБОУ «Средняя школа № 1» в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
-
улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; -
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; -
раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; -
обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; -
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; -
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; -
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ «Средняя школа № 1» и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; -
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности; -
выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; -
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ «Средняя школа № 1», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:
-
успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе; -
повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках; -
развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности; -
формирование активной гражданской позиции наставляемого; -
позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; -
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1».
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут руководитель МБОУ «Средняя школа № 1», куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:
-
обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; -
педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ «Средняя школа № 1»; -
педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
-
учащиеся; -
выпускники; -
родители (законные представители) обучающихся; -
педагоги и иные должностные лица образовательной организации; -
сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления (Приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ «Средняя школа № 1», основанием могут выступать следующие обстоятельства:
-
прекращение трудовых отношений; -
психологическая несовместимость наставника и наставляемого; -
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; -
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; -
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» осуществляются в соответствии с Дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов:
-
этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества; -
этап 2. Формирование базы наставляемых; -
этап 3. Формирование базы наставников; -
этап 4. Отбор/выдвижение наставников; -
этап 5. Формирование наставнических пар/групп; -
этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; -
этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.
3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной организации, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
-
согласия на обработку персональных данных от тех участников программы наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого согласия; -
согласия на участие в программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники – несовершеннолетние.
3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в Приложении 2).
3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте МБОУ «Средняя школа № 1» (school1@edu.ensk.ru) в разделе «Наставничество» размещается и своевременно обновляется следующая информация:
-
нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию программы наставничества; -
реестр наставников; -
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества образовательной организации; -
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества; -
лучшие наставнические практики; -
шаблоны и формы документов.
4. Права и обязанности куратора