Файл: А. А. Андреев (протокол от 14. 01. 2022 3).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:

  • формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

  • разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1»;

  • организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы наставничества;

  • подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ «Средняя школа № 1»;

  • оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;

  • мониторинг и оценка качества программы наставничества;

  • получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;

  • анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и участие в его распространении.

4.2. Куратор имеет право:

  • запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности;

  • организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);

  • вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ «Средняя школа № 1», сопровождающие наставническую деятельность;

  • инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1»;

  • принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

  • вносить на рассмотрение руководству МБОУ «Средняя школа № 1» предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;

  • на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.

4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник обязан:

  • помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;

  • в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов наставнической деятельности;

  • выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития;

  • передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях;

  • своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;

  • личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение;

  • принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе в рамках «Школы наставников»;

  • в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.


5.2. Наставник имеет право:

  • привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества;

  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе с деятельностью наставляемого;

  • выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития;

  • требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;

  • в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;

  • принимать участие в оценке качества программы наставничества;

  • обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой;

  • обращаться к руководителю МБОУ «Средняя школа № 1» с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.

6. Права и обязанности наставляемого

6.1. Наставляемый обязан:

  • выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана развития;

  • совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки;

  • выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;

  • отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана развития;

  • сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана развития;

  • проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;

  • принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МБОУ «Средняя школа № 1».


6.2. Наставляемый имеет право:

  • пользоваться имеющейся в МБОУ «Средняя школа № 1» нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана развития;

  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;

  • принимать участие в оценке качества программы наставничества;

  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1».

7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества

7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;

  • оценка влияния программ на всех участников.

7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый».

Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:

  • мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества;

  • развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;

  • динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.


Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:

  • развития гибких навыков участников программы;

  • уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования;

  • качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;

  • степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;

  • качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.

7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

8. Мотивация участников наставнической деятельности

8.1. Участники системы наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1», показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений:

  • публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;

  • размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в социальных сетях;

  • благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

  • обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты.

8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МБОУ «Средняя школа № 1».

8.3. Руководство МБОУ «Средняя школа № 1» вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.

Приложение 1
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 14.01.2022

Критерии отбора/выдвижения наставников 

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются:

  • наличие личного желания стать наставником;

  • авторитетность в среде коллег и обучающихся;

  • высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию.


Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:

Форма наставничества

Критерии

«Ученик – ученик»

  • активный обучающийся уровня среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты;

  • победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;

  • лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность);

  • возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений

«Учитель – учитель»

  • опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров);

  • педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества образовательной организации;

  • обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией

«Студент – ученик»

  • ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды;

  • участник образовательных, спортивных, творческих проектов;

  • увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим;

  • образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности

Приложение 2
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 14.01.2022

Форма заявления кандидата в наставники

Директору МБОУ «Средняя школа № 1» 

Андрееву А.А.

____________________________________________

____________________________________________
(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)

Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год.