ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
-
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; -
разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1»; -
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы наставничества; -
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ «Средняя школа № 1»; -
оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; -
мониторинг и оценка качества программы наставничества; -
получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; -
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
-
запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; -
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); -
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ «Средняя школа № 1», сопровождающие наставническую деятельность; -
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1»; -
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; -
вносить на рассмотрение руководству МБОУ «Средняя школа № 1» предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; -
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
-
помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; -
в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов наставнической деятельности; -
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития; -
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях; -
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; -
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; -
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе в рамках «Школы наставников»; -
в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
-
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества; -
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе с деятельностью наставляемого; -
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития; -
требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития; -
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; -
принимать участие в оценке качества программы наставничества; -
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой; -
обращаться к руководителю МБОУ «Средняя школа № 1» с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
-
выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана развития; -
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; -
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; -
отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана развития; -
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана развития; -
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; -
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МБОУ «Средняя школа № 1».
6.2. Наставляемый имеет право:
-
пользоваться имеющейся в МБОУ «Средняя школа № 1» нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана развития; -
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; -
принимать участие в оценке качества программы наставничества; -
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1».
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества
7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
-
оценка качества процесса реализации программы наставничества; -
оценка влияния программ на всех участников.
7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
-
мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; -
развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; -
динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
-
развития гибких навыков участников программы; -
уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; -
качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ; -
степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; -
качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.
7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
8.1. Участники системы наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1», показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений:
-
публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; -
размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в социальных сетях; -
благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; -
обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты.
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МБОУ «Средняя школа № 1».
8.3. Руководство МБОУ «Средняя школа № 1» вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.
Приложение 1
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 14.01.2022
Критерии отбора/выдвижения наставников
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются:
-
наличие личного желания стать наставником; -
авторитетность в среде коллег и обучающихся; -
высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма наставничества | Критерии |
«Ученик – ученик» |
|
«Учитель – учитель» |
|
«Студент – ученик» |
|
Приложение 2
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 14.01.2022
Форма заявления кандидата в наставники
Директору МБОУ «Средняя школа № 1»
Андрееву А.А.
____________________________________________
____________________________________________
(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)
Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год.