ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский химико-технологический техникум»
Образ женщины в литературе разных эпох
Студент: Кузнецова Алина
Группа: Ю-22-3
Преподаватель: Русна Светлана Евгеньевна
Пермь, 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образы женщин в русской литературе………………………………..4
-
Образ Татьяны Лариной ,рожденный А.С.Пушкиным…………………....4 -
Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание»……………..5 -
Описание Маргариты, созданной Михаилом Булгаковым……………….6
Глава 2. Образы женщин в древнерусской литературе……………………….7
2.1 Образ матери из былины о Дюке Степановиче…………………………....7
2.2 Образ Василины из былины «Данила Ловчанин»………………………….8
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложение 1…………………………………………………………………….11
Приложение 2…………………………………………………………………….12
Приложение 3…………………………………………………………………….13
Введение
Русская литература полна знаковых вымышленных героинь. Каждый из них обладает уникальными чертами, отражающими парадигму эпохи, в которой они родились. Стоит подробно рассмотреть, как родились женщины в воображении великих русских писателей и в жизни древнерусской эпохи.
Объект исследования: Образ женщины в литературе разных эпох
Предмет исследования: Анализировать как менялись образы женщин в литературе во время разных эпох.
Гипотеза исследования: Каким характером обладали женщины в разное время?
Цель исследования: Познакомиться с образами женщин в разных временных промежутках.
Задачи исследования:
1.Проанализировать образы женщин, которые родились в воображении великих русских писателей.
2.Познакомиться с образами женщин в древнерусской литературе.
3.Составить вывод, которых ответит на вопросы данной гипотезы.
Методы исследования: общетеоретический анализ, систематизирование информации.
Структура работы: Титульный лист; Содержание; Введение; Две главы; Заключение; Библиографический список.
Глава 1. Образы женщин в русской литературе.
-
Образ Татьяны Лариной, рожденный А.С Пушкиным.
Великий писатель и поэт был образцом подражания для многих других творцов IX века. Персонажи А.С. Пушкина, хоть и вымышленные, но отражали сущность людей далеких времен.
Один из самых ярких образов россиянок–Татьяна Ларина. Эта героиня очень искренний, добрый и наивный человек. У нее невероятно многогранный и сложный внутренний мир. В начале романа Пушкин описывает Татьяну наивной и совсем ещё молоденькой девушкой, а уже к концу повествования она превращается в мудрую и зрелую женщину. Она чувствует любовь ко всему, что ее окружает и страстно любит жизнь. Татьяна серьезно относится к своим обязанностям. Особенно это касается вопросов личных отношений. Татьяна Ларина оказывается в сложной для души ситуации. Но, несмотря на то, что девушка влюблена в Евгения, она не перестает испытывать к мужу теплые чувства. Моральные принципы не дают девушке права причинять вред мужу, несмотря на душевные терзания. Таким образом, Пушкин создал своим пером образ идеальной женщины, красивой, доброй, искренней, теплой, ранимой, но смелой. Для автора она – воплощение женственности, положительный пример русского женского характера.[1]
Художественный образ Татьяны Пушкин описывает, как бледную и печальную, тёмноволосую девушку.Однако авторский портрет не помешал художникам девятнадцатого и двадцатого века изображать Татьяну кому как захочется.[3](изображение смотреть в приложении 1)
Таким образом, могу сделать вывод, что образ Татьяны Лариной представляет собой идеал русской женщины.Александр Сергеевич хотел, чтобы не только ему полюбился образ Татьяны, но и очаровал читателей.
-
Соня Мармеладова, из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова, в романе «Преступления и наказания»— одна из самых культовых героинь. Ее тихие роли отражают идеалы русского общества конца XIX века. Русская Православная Церковь придает большое значение таким добродетелям, как послушание, смирение и самопожертвование. В дореволюционном патриархальном обществе России женщины должны были обладать этими качествами в отношениях с отцами, братьями и мужьями. Если девушка воспринимается как концепция, а не как самостоятельная личность, ее речь становится дидактическим инструментом, используемым для вдохновения героев-мужчин.
Соня Мармеладова—девушка, вызывающая у читателя не только симпатию и жалость, но и уважение. Она еще молода и пытается содержать свою семью. Ее отец пьяница, мачеха больна, и у нее есть дети. Никто не может обвинить ее в том, как она должна зарабатывать деньги. Как и все девушки, приученные к труду с малых лет, честно пыталась зарабатывать шитьем, но платили копейки, что денег хватало только на одну воду и без хлеба. Так что бедной девушке пришлось согрешить. При этом Соня никого не винит в своей судьбе и молча терпит все обиды. Девушка отдает все свои деньги своей семье.[1].
Художественный образ Сони представляет собой доброту,самопожертвование, сострадание и христианскую любовь.Цитатное описание описывает Соню следующим образом: «…это была скромно и даже бедно одетая девушка… с скромной и приличной манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».[4] (изображение смотреть в приложении 2).
Таким образом, образ Сони довольно прост и беден.
-
Описание Маргариты, созданной Михаилом Булгаковым
«Мастер и Маргарита»—образец произведения, принадлежащего к диссидентской традиции бурной сталинской эпохи. Чтобы бросить вызов идеальному образу советской женщины, автор сочетает элементы фольклора и христианства и приписывает их главным героиням. Эта девушка, созданная Булгаковым, представлена как муза, ведьма и даже олицетворение христианских добродетелей. Каждый раз, когда меняется ее личность, меняется и ее образ, иногда громко и демонически смеющийся, иногда удивляющий своей тихой покорностью. Она красива и очень сильна, но у нее есть свои пределы. Образ Маргариты в романе М. Булгакова–воплощение любви, преданности и женственности, а так же прост и очень загадочен. Духовная сила героини покорит и восхитит еще ни одно поколение. Маргарита в романе М.А. Булгакова главная героиня, образ идеальной женщины, в котором ее видел Булгаков: способной на великие поступки, жертвенность и мужество. Прототипом Маргариты является Елена Сергеевна, любимая жена писателя, поэтому в описании его героини у него много души, восхищение женщиной, готовой на великие дела и добродетель.
Булгаков написал роман «Мастер и Маргарита» под впечатлением от «Фауста» Гёте который произвел на него сильное впечатление. Имя главной героини, Маргарита, так же является полным именем европейской аббревиатуры Гретхен, героини и возлюбленной Фауста. Но во всем остальном эти образы различны.[1]
Художественный образ Маргариты говорит нам о том, что она красивая, ухоженная и элегантная женщина с короткой стрижкой и белоснежными зубами.Самой юной художницей, изобразившей Маргариту стала Надя Рушева с её рисунком можно ознакомиться в ( Приложении 3).
Таким образом, образ Маргариты женственный и соответствует описанию автора с описаниями художников.
Глава 2. Образ женщины в древнерусской литературе
2.1 Образ матери из былины о Дюке Степановиче
В былине о Дюке Степановиче образ матери именно в это время образ градоправительницы. Она - хозяйка города, глава его. Как и других матерей русских богатырей, ее часто зовут Мамелфа (вариант Амелфа и так далее) Тимофеевна; с первого же появления чувствуется ее властность и независимость, противоборство киевскому двору Владимира. Она не хочет отпустить сына в Киев, разговаривая, что же там живут хитрые люди, они изведут юного Дюка, воспользовавшись его неопытностью; и только когда Дюк собирается ехать в Киев против воли мамы, она дает ему напутствие -- благословение. Когда Дюк поспорил с Чурилой, кто кого перещеголяет, и послал коня Бурушку с запиской в "Галич-то красноватую, Галич богатую", мама Дюка подсобляет сыну в его споре, отправив ему чудные наряды. Образ матери Дюка -- императивной градоправительницы - обрисовывается в самом конце спора Дюка с киевлянами, когда послы князя Владимира посещают Галич описывать Дюково имущество.
Самая встреча с матушкой Дюка послов Владимира, принимающих за
маму богатыря для начала портомойницу, потом каравайницу, потом ияшошку, выразительно обрисовывает величавый образ градоправительницы. Введение сатирических частей в рассказ о поведении послов в Галиче, которые оказались не в состоянии описать имущество Дюка, оттеняет - главные черты Мамелфы Тимофеевны: чувство гордости, сознание собственной независимости
; умение держать себя, как надеется императивной и богатой хозяйке, великой ум и такт в воззвании со сверстниками.
Таким образом, художественное описание матери строится на властности и силе характера.
2.1 Образ Василины из былины « Данила Ловчанин »
Былина "Данила Ловчанин" описывает деспотический образ князя Владимира. Князю приглянулась Василиса, супруга Данилы, и он отдал приказ Данилу уничтожить, чтоб взять Василису в супруги. Тема женитьбы на чужой жене получает, поэтому, трагическую развязку. Обличительные слова Ильи Муромца не останавливают Владимира, но погибель Данилы не ведет к исполнению желания князя. Василиса убивает себя над телом супруга. Так исполнились слова Ильи: "Изведешь твоя милость светла орла, не узреешь белоснежной лебеди". Образ Василисы, любившей супруга и принявшей смерть, только бы не стать супругой князя, более глубок, чем образ Настасьи, которая помнила мужнин наказ вот и все ж "не по его наказу сделала", побоялась. Все эти женские образы былин отражают народные представления про то, какой должна быть дама. Противореча утверждению церковников про то, что дама - "сосуд дьявольский", и бытовым правилам Столичной Руси, ограничивавшим сферу деяний женщины домом и двором, народный эпос создавал образцовый образ дамы - абсолютно всеми почетаемой мамы, разумной, способной возглавить семью и править городом; супруги, послушной жены, любящей и тихой, способной во время испытаний сохранить верность и выручить из неудачи супруга. Огромные чувства, глубочайшие переживания описывают эпический образ женщины -- образцовый нрав, живший в сознании народакнязя Владимира и "его грозы великия".
Таким образом, Василину описывают как верную супргугу.
Заключение
В данном исследовании я изучила самые яркие образы женщин в литературе во время разных эпох. Могу сделать вывод, что их литературные образы сильны и многогранны. Женщина – это довольно сильны пол. Её обширный духовный мир, сильный характер и невероятная красота всегда впечатляли и вдохновляли поэтов и писателей. Изящные образы женщин до сих пор интересуют читателей. Русская литература поднесла нам оставшиеся глубоко в памяти образы властных и робких, сильных и ласковых персонажей. Все героини наделены индивидуальностью, но их объединяет высокий интеллект и богатый духовный мир, они не способный совершать подлые поступки. Ими всегда восхищались, их любили, совершали ради них подвиги. Женский пол оберегали, ценили, уважали и любили. Постепенно образ женщины менялся и приобретал черты, характерны современной эпохе, но то него исходила ласка,