Файл: исследование квадратичной функции с помощью паскаль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОТРАДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ИССЛЕДОВАНИЕ КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАСКАЛЬ»

Работу выполнил:

Приходько Максим Виталиевич

Ученик 10А класса

Руководитель:

Докучаева Тамара Геннадьевна

Учитель информатики

Отрадное, 2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоритические основы использования языка программирования Паскаль..5

1.1. История языка программирования Паскаль……………………………5

1.2. Особенности языка Паскаль. Синтаксис и языковые конструкции…..6

2. Практическая часть по созданию и реализации……………………………..11

2.1. Теоретическая часть………………………………………………………11

2.2. Практическая часть……………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………………18

Приложение 1……………………………………………………………………..19

Введение

Тема моей исследовательской работы «Построение квадратичной функции с помощью Паскаль». Данная тема была выбрана мной не случайно. Современное общество все больше и больше полагается на вычислительную технику, которая позволяет решать довольно сложные задачи в короткий промежуток времени. Поскольку деятельность любого субъекта в значительной степени зависит от степени владения информации, а также способности эффективно ее использовать. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию, прежде всего, с помощью компьютеров, а также телекоммуникаций и других новейших средств связи, в том числе и уметь, обращаться с языками программирования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов - языков программирования.

На уроках математики
мы неоднократно сталкиваемся с решением задач на нахождение области определения и области значения различных функций. Данные задания занимают большое количество времени при подготовке к урокам, а также требует от нас сосредоточенности и использования большого количества знаний по данному предмету. Для решения таких задач приходится обращаться к компьютерным средствам и искать информацию в сети Internet.

В начале 2020-2021 учебного года, на уроках математики мы изучали квадратичные функции и решали большой класс математических задач на нахождение корней квадратного трехчлена, разложение квадратного трехчлена на множители и другие. Информация, которую я нашел в сети Internet, позволила мне сделать вывод о том, что решение данных задач можно успешно реализовать при помощи языка программирования Паскаль.

Цель научно-исследовательской работы: разработать программу для исследования квадратичной функции, применяя язык программирования Паскаль.

Под исследованием квадратичной функции в данной работе понимается построение графика функции, нахождение корней уравнения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить основы программирования на языке Паскаль;

  2. Разработать программу для исследования квадратичной функции.

Научно-исследовательская работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В введение сформулированы цель и задачи научно-исследовательской работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы программирования на языке Паскаль.

Во второй главе рассмотрен процесс разработки программы для исследования квадратичных функций, применяя язык программирования Паскаль.

В заключении

отражены достигнутые результаты и перспективы развития приложения.

1.Теоритические основы использования языка программирования Паскаль.

1.1 История языка программирования Паскаль

Язык был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Язык назван в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал одну из первых в мире механических машин, складывающую два числа. Первая публикация Вирта о языке датирована 1970 годом; представляя язык, автор в качестве цели его создания указывал построение небольшого и эффективного языка, способствующего хорошему стилю программирования, использующему структурное программирование и структурированные данные. Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию.

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi). Также на основе синтаксиса языка Паскаль создан язык программирования Structured Text (ST) или Structured Control Language (SCL) для программируемых логических контроллеров.

К 1990-м годам Pascal стал одним из наиболее распространённых в мире алгоритмических языков программирования. Ведущие разработчики программного обеспечения регулярно выпускали новые версии своих компиляторов для этого языка. Популярные компиляторы того времени: Turbo Pascal (разработан компанией Borland), Microsoft Pascal Compiler, Quick Pascal, Pascal-2, Professional Pascal, USCD Pascal.[4]

1.2 Особенности языка Паскаль. Синтаксис и языковые конструкции

Программы на Паскале начинаются с ключевого слова Program и следующего за ним имени программы с точкой с запятой (в некоторых диалектах является необязательным), за именем может в скобках следовать список внешних файловых дескрипторов («окружение») в качестве параметров; за ним следует тело программы, состоящее из секций описания констант (Const), типов (Type), переменных (Var), объявлений процедур (Procedure) и функций (Function) и следующего за ними блока операторов, являющегося точкой входа в программу. В языке Паскаль блок ограничивается ключевыми словами begin и end. Операторы разделяются точками с запятой,
после тела помещается точка, служащая признаком конца программы. Регистр символов в Паскале не имеет значения. Таким образом, простейшая («пустая») программа на Паскале будет выглядеть следующим образом:[1]

program p;

begin

end.

Приведённая выше программа не выполняет никаких действий и содержит пустой блок операторов.

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит – набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это 26 латинских срочных и 26 латинских прописных букв:

  1. A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

2) _ подчеркивание

3) 10 цифр:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

4) знаки операций:

+ — * / = <> < > <= >=: = @

5) ограничители:

., ' () [] (.) { } (* *). .:;

6) спецификаторы:

^ # $

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице 1.2.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 1.2.1

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

начало

do

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

из

or

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

поворять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор пока)

var

переменная

while

пока

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.


Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (табл. 1.2.2).

Таблица 1.2.2

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Целочисленный

integer

-32768…32767

2 байта со знаком

Вещественный

real

±(

6 байтов

Символьный

char

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

Последовательность символов длиной меньше 255

1 байт на символ

Логический

boolean

trure и false

1 байт

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.[3]

Построение графических изображений в Паскале, исследование графиков функций, является одной из важных и интересных тем программирования.

Обычно экран компьютера находится в символьном режиме, а для переключения экрана в графический режим необходимо подключение модуля graphABC. В результате этого, экран очищается и переходит в цветной графический режим. При работе в графическом режиме изображение на экране строится не из символов, а из точек – пикселейКаждый пиксель (точка) имеет две координаты: х и у. Модуль содержит набор графических функций и процедур, основные из них рассмотрены ниже.

Первой инструкцией программы должна быть инструкция uses GraphABC; SetWindowSize(x,y) - устанавливает ширину и высоту графического окна.

ClearWindow - очищает графическое окно белым цветом.

ClearWindow(color) - очищает графическое окно указанным цветом SetPixel(x,y,color)