ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: § 81–83. Р. Гамзатов «Журавли» | Школа: КГУ «Кийминская средняя школа имени Г. Абдрахманова» | ||||
Дата: 22.04.2021 | ФИО учителя: Муханжанова М.К. | ||||
КЛАСС: 7 «__» | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | С 7.1.4.1 – определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста; Г 7.2.4.1 – создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений. | ||||
Ожидаемый результат | Учащиеся смогут: Прогнозировать содержание текста на основе вопросов, определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний, определять лирического героя, отвечать на вопросы, обсуждать услышанное и обмениваться мнениями; выражать свои мнения и аргументировать ответы; | ||||
Языковая цель | Учащиеся могут: - строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи Ключевые слова и фразы: журавли‚ солдаты‚ кровавое поле‚ журавлиная стая‚ сизая мгла‚ клин журавлиный‚ клин усталый. | ||||
Предыдущее обучение | Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи. | ||||
План | |||||
Планируемые сроки | Планируемые действия | Ресурсы | |||
0–2 мин | I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! | Учебник. | |||
Начало урока | II. Актуализация знаний. 1.Прочитайте эпиграф к уроку Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! Р. Рождественский 2. Ответьте на вопросы: --- Как вы думаете, какой смысл заложен автором в эти строки? --- Почему мы сегодня так много говорим на эту тему? --- Сколько лет длилась Великая Отечественная война? 3.Словарная работа: стратегия «Галерея слов» Аварский – язык аварского народа Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось Промежуток - пространство или время Пора - время, период Стая - группа животных одного вида Сизый - темно-серый с синеватым оттенком. Мгла - непрозрачный воздух Оклик - крикнув, остановить До сей поры - до этого времени Полечь - погибнуть, быть убитым. Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть. Выкликать – звать кого-либо | Учебник Учебник | |||
Середина урока | III. Изучение нового материала 1.Прочитайте материал об известном аварском поэте Расуле Гамзатовиче Гамзатове и составьте кластер – стр 254 2. Прочитайте информацию о журавлях – стр 255 На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей. С древних времён люди относились к журавлям с благоговением. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почётное место священной птицы. --- Кто из вас знает, что символизируют журавли? (Это символ счастья, любви и здоровья.) == Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении Расула Гамзатова «Журавли», с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Для начала познакомимся с новыми словами 3. Чтение по цепочке - Прием «Выразительное чтение с остановками» (после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли) 1 остановка: Мне кажется, порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Вопрос учителя: --- Символом чего являются белые журавли? (журавли являются воплощением душ погибших воинов) 2 остановка: Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Вопросы учителя: --- Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них) --- Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? 3 остановка: Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Вопрос учителя: --- Почему именно эту картину видит лирический герой? 4 остановка: Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Вопрос учителя: --- Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»? 5 остановка: Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня. Вопросы учителя - вопросы высокого порядка: --- Почему автор использует сочетание «клин усталый»? Какое это художественно-изобразительное средство? (Это эпитет) --- Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня») --- На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора) --- Как вы понимаете выражение: «И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня»? (Он понимает, что жизнь не может длиться бесконечно. Когда настанет день, он мечтает оказаться среди близких и родных) 6 остановка: Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Вопросы учителя: --- На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни.) III. Осмысление изученного материала
Песня «Журавли» родилась в 1965 году. Расул Гамзатов был в Японии, на открытии памятника японской девочки умершей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Узнав ее историю, он испытал глубокое волнение. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. У памятника он видел впечатляющее зрелище – тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние. Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая. «В этой стае, я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу». И, как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму, в которой сообщалось о смерти его матери. Он вылетел. Во время полета он думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о двадцати миллионах не вернувшихся с войны, о погибшей девочке, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая, что одно из них станет песне». Всю печаль и боль утраты он вложил в свое творение, которое и по сей день заставляет слышать каждого из нас звенящую тоску в душе. Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова. И он солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.
1) Выпишите из текста ключевые слова. 2) По ключевым словам стихотворения сформулируйте основную мысль (Лирический герой наблюдает за журавлиным клином. Птицы словно прощаются и «подают голоса» всем, кто остался на земле. Автор размышляет о том, что жизнь заканчивается смертью и она неизбежна. Основной мыслью стихотворения является проведенная между человеческой жизнью и перелетом птиц параллель, идея о том, что смерть – это не конец, а перерождение, новая страница. «…не в землю…полегли…а превратились…в журавлей»)
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках
| Учебник Учебник записи (https: //www.youtube.com/watch?v=XZZHISSFHv4). | |||
Конец урока | IV. Обобщение урока
Журавли Белые, усталые Летят, выкликают, символизируют Белые журавли символизируют счастье Птицы. ( символ).
На основе материала, изученного на уроке заполните схему Вижу… Слышу… Чувствую… V. Домашнее задание. 1. Выучите стихотворение Р. Гамзатова «Журавли» наизусть. 2. Нарисуйте иллюстрации к песне. VI. Рефлексия | |
Это на рефлексию. Распечатай 3 штуки – будет 12 и раздай по одному . Потом пусть сдадут тебе