Файл: Тема урока 8183. Р. Гамзатов Журавли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: § 81–83. Р. Гамзатов «Журавли»

Школа: КГУ «Кийминская средняя школа
имени Г. Абдрахманова»


Дата: 22.04.2021

ФИО учителя: Муханжанова М.К.

КЛАСС: 7 «__»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

С 7.1.4.1 – определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

Г 7.2.4.1 – создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений.

Ожидаемый результат

Учащиеся смогут:

Прогнозировать содержание текста на основе вопросов, определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний, определять лирического героя, отвечать на вопросы, обсуждать услышанное и обмениваться мнениями; выражать свои мнения и аргументировать ответы;

Языковая цель


Учащиеся могут:

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: журавли‚ солдаты‚ кровавое поле‚ журавлиная стая‚ сизая мгла‚ клин журавлиный‚ клин усталый.



Предыдущее обучение


Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! 

Учебник.


Начало урока


II. Актуализация знаний.

1.Прочитайте эпиграф к уроку

Помните! Через века, через года, – помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, – помните!

Р. Рождественский

2. Ответьте на вопросы:

--- Как вы думаете, какой смысл заложен автором в эти стро­ки?

--- Почему мы сегодня так много говорим на эту тему?

--- Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
3.Словарная работа: стратегия «Галерея слов»

Аварский – язык аварского народа

Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла
На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось
Промежуток - пространство или время
Пора - время, период
Стая - группа животных одного вида
Сизый - темно-серый с синеватым оттенком.
Мгла - непрозрачный воздух
Оклик - крикнув, остановить
До сей поры - до этого времени
Полечь - погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.

Выкликать – звать кого-либо



Учебник

Учебник


Середина урока


III. Изучение нового материала
1.Прочитайте материал об известном аварском поэте Расуле Гамзатовиче Гамзатове и составьте кластер – стр 254
2. Прочитайте информацию о журавлях – стр 255

На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превра­щаются в журавлей. С древних времён люди относились к журавлям с благо­говением. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал по­чётное место священной птицы.

--- Кто из вас знает, что символизируют журавли? (Это символ счастья, любви и здоровья.)
== Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении Расула Гамзатова «Журавли», с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Для начала познакомимся с новыми словами
3. Чтение по цепочке - Прием «Выразительное чтение с остановками» (после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли)

1 остановка:

Мне кажется, порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.
Вопрос учителя:

--- Символом чего являются белые журавли?

(журавли являются воплощением душ погибших воинов)
2 остановка:

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?
Вопросы учителя:

--- Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них)

--- Почему люди «замолкают, глядя в небеса»?
3 остановка:

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.
Вопрос учителя:

--- Почему именно эту картину видит лирический герой?
4 остановка:

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?
Вопрос учителя:

--- Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»?
5 остановка:

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.
Вопросы учителя - вопросы высокого порядка:

--- Почему автор использует сочетание «клин усталый»? Какое это художественно-изобразительное средство? (Это эпитет)

--- Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня»)

--- На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

--- Как вы понимаете выражение:

«И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня»? (Он понимает, что жизнь не может длиться бесконечно. Когда настанет день, он мечтает оказаться среди близких и родных)

6 остановка:

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.
Вопросы учителя:

--- На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни.)

III. Осмысление изученного материала


  1. Слово учителя: или Опережающее задание (читает ученик)

Песня «Журавли» родилась в 1965 году. Расул Гамзатов был в Японии, на открытии памятника японской девочки умершей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Узнав ее историю, он испытал глубокое волнение. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. У памятника он видел впечатляющее зрелище – тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние.

Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.

«В этой стае, я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу».

И, как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму, в которой сообщалось о смерти его матери. Он вылетел. Во время полета он думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о двадцати миллионах не вернувшихся с войны, о погибшей девочке, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая, что одно из них станет песне».

Всю печаль и боль утраты он вложил в свое творение, которое и по сей день заставляет слышать каждого из нас звенящую тоску в душе.

Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.

И он солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.

  1. Прослушивание песни Расула Гамзатова «Журавли» (в исполнении Марка Бернса)



  1. Прием «Ключевые слова»

1) Выпишите из текста ключевые слова.

2) По ключевым словам стихотворения сформулируйте основную мысль

(Лирический герой наблюдает за журавлиным клином. Птицы словно прощаются и «подают голоса» всем, кто остался на земле. Автор размышляет о том, что жизнь заканчивается смертью и она неизбежна.

Основной мыслью стихотворения является проведенная между человеческой жизнью и перелетом птиц параллель, идея о том, что смерть – это не конец, а перерождение, новая страница.

«…не в землю…полегли…а превратились…в журавлей»)

  1. Физкультурная минутка.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках

  1. Прием «Диаграмма Венна»

  1. Судьба девочки Садако: Ядерная бомбардировка в японском городе Хиросима. Статуи Садако в американском городе Сиэтле

  2. Судьба солдат: во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Советской Армии с фашизмом. Памятники павшим «на кровавых полях».

  3. Общее: «Журавли» символ терпения и мужества. Памятники судьбам человека.




Учебник

Учебник


записи (https: //www.youtube.com/watch?v=XZZHISSFHv4).

Конец урока

IV. Обобщение урока

  1. Прием «Синквейн»

Журавли

Белые, усталые

Летят, выкликают, символизируют

Белые журавли символизируют счастье

Птицы. ( символ).

  1. Прием «Вижу… Слышу… Чувствую…»

На основе материала, изученного на уроке заполните схему

Вижу…

Слышу…

Чувствую…

V. Домашнее задание.

1. Выучите стихотворение Р. Гамзатова «Журавли» наизусть.

2. Нарисуйте иллюстрации к песне.

VI. Рефлексия










Это на рефлексию. Распечатай 3 штуки – будет 12 и раздай по одному . Потом пусть сдадут тебе