Файл: Занятие 1. (2ч) Античная философия Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1. (2ч)

Античная философия

Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание 1. Произвести сравнительный анализ школ Древнего Китая и Древней Индии. Заполнить таблицу.




Древний Китай

Древняя Индия

Названия школ

Конфуцианство, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция.

Даосизм, китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.

Легизм, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.).

Моизм, «школа Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный «орден» и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство и казнь собственного сына

Миманса, одна из шести ортодоксальных систем индийской философии.

Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения».

Локаята, древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати.

Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.

Сходства

1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной;

2) мотив угрозы с севера - кочевые народы;

3) попытки сформулировать естественный закон;

4) равнозначность объектов: боги, природа, народ;

5) числовая символика;

6) цикличное движение времени;

7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости;

8) осуждение всех форм религиозного фанатизма;

9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет.

Различия

1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества;

2) отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии;

3) обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека;

4) иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей;

5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии;

6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам


Задание 2. Заполните таблицы.


Античная философия: ее периодизация, представители

Этап развития


Основной представитель


Направленность размышлений

(6-5 вв. до н.э.) досократовский Натурфилософский или космологический

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Пифагор Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит

Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей.

(5 в. До н.э.) антропологический

Сократ, Протагор

Главный предмет исследования человек, определение его сущности

(5-4вв. до н.э.) систематический

Платон, Аристотель

Открытие сверхчувственного и категориальной диалектики, формулируются основные философские проблемы.

(3 в. До н.э. – 1 в. Н.э.) этический

Эпикур, Пиррон,

Философия как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни

(1-6 вв. н.э.) религиозный

Плотин Сенека Марк Аврелий

Главный объект философии - познание божественного.




Философия античности как обоснование особого образа жизни

Философская школа

Наиболее яркие представители

Характерные идеи, принципы и нормы поведения

Идеал личности

Киники

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

- отсутствие постоянного места жительства, скитания;

- паразитический образ жизни, попрошайничество;

- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

- восхваление физической и духовной бедности; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

- непризнание авторитетов;

- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

- радикализм, парадоксальность, скандальность.

Философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

Скептики

создал древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 г. до н. э.).

Невозможность достичь объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможно рационально обосновать нормы человеческого поведения;

Воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимости по отношению ко всему внешнему)

Мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не обосновано как каком-либо твердом убеждении

Эпикурейцы

Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)

Человек должен стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждение от процесса познания;

Три условия для счастья человека: апония, атараксия, дружба.

Человек ценящий удовольствия и радости жизни

Стоики

Зенон из Китиона

Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность. Применение логического подхода к жизни. Следование голосу совести и разума. Воспитание терпимости и любви к окружающим. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Человек, мужественно переносящий и спытания


Задание 3. Заполните таблицу.

Основные этапы средневековой философии

Преобладающий метод философствования

Представители

Основные задачи

Апологетика

Тертуллиан, Ориген 

Основная задача - обоснование возможности построения целостного мировоззрения на основании текста Святого Писания

Патристика

Августин Аврелий, Иоанн Златоуст

Основная задача - обновление христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе

Схоластика

Фома Аквинский

Основная задача - истолкование и формальное обоснование религиозных догматов.


Задание 4.

Ознакомиться с текстами, ответить на поставленные вопросы.

1) А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств - царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе и небесной - любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение - распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

  • К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

Ответ: Теоцентризм

  • Каким по своей сути является это учение об обществе?

Ответ: Счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него.

  • В чем егозначение?

Ответ: Стремление к счастью
2) Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?

Ответ: Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

3) Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».

Ответ: В средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения.


Практическое занятие №2. (2ч.) Современная философия. Русская философия
Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание. Заполнить таблицы.

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии

Временные рамки


Актуальные проблемы


Древнерусская философская мысль

X-XII в.в.

Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку; нравственные аспекты бытия человека, место России с мировой истории

Русское просвещение

XVIII в.

Проблемы крепостничества, российского само держания

Религиозная русская философия

XIX в.

Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, свободы

Марксистско-ленинская философия

XX в.

Проблема построения коммунизма и нового человека




Основные представители русской философии

конца XIX - нач. XX вв.

Представитель


Философская концепция, идея

Основные категории

Произведения


Л.Н. Толстой


Христианская философия


Полемика христианской веры с господствующей современной философией


Война и мир

П.А. Флоренский

Православное богословие


систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.

Столп и утверждение истины

А.Ф. Лосев

Интуитивный персонализм



Противоположность материализму

Философия имени

Ф.М. Достоевский

Экзистенциализм



Уникальность бытия человека

Преступление и наказание

Ф.И. Тютчев

Славянофильство и почвенничество



Самобытность России

лирика

А.И. Герцен

Утопический социализм


учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве

Повесть «Кто виноват?»

А.А. Блок

Русский символизм



Само течение символизма несёт в себе интуитивно-подсознательное наблюдение скрытых смыслов, которые недоступны обычному взору.

лирика

Н.В. Станкевич

Западничество



«Западники» хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения

«Следы на пути твоем»

Н.М. Коркунов

Позитивизм



получение объективного знания

Указ и закон. Докторская диссертация

В.И. Вернадский

Космизм



Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении

Биосфера и ноосфера

П.Д. Успенский




Оккультизм



Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»

«В поисках чудесного»

Б.Н. Чичерин

Эпистемологиялогика и метафизика



научный подход к исследованию процессов познания

«Наука и религия»




Основные направления современной западной философии

Направление

Предназначение философии

Основные идеи, фундаментальные понятия

Представители

Прагматизм

философское направление, имеющее целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решить их конкретные жизненные задачи на практике

Эффективность научной теории не сопрягается с ее истинностью. Истина всегда связана с верой. Наука – коллективная вера в истины своей эпохи. Истина должна быть полезна человеку. Любая идея проверяется практикой. Ценности науки должны улучшить социальную жизнь.

Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс.

Неопозитивизм

процедура смены разных методов анализа языка, которая движется от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.

А. Адлер. В основе действий человека, его гиперактивности и психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, человек желает его компенсировать, занимаясь искусством, бизнесом, политикой.
К. Юнг. Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия, переводится не в индивидуальное, а во всеобщее бессознательное – архетипы. Архетипы – безличные образы, код вытесненной энергии, схожие у всех людей (сны, образы, мифы).
Э. Фромм. Бессознательное – первичные позывы жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества.

З. Фрейда: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм

Экзистенциализм

Для всех экзистенциальных учений характерно убеждение в том, что единственной действительностью является бытие человека. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире, свою сущность. Сущность человека следует искать невне его, а в нем самом, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человеку кажется, что мир рационален, в нем есть законы. На самом деле мир абсурден, бессмыслен и такова вся человеческая жизнь. Бытие человека – это драма. Свой собственный выбор определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек свободен от общества. Его существование возможно только в обществе. Но он одинок, находится в пустоте.

Кьеркегор считал, что человек проходит три стадии: 1) эстетическая (бытие его определяется внешним миром); 2)этическая (человек делает сознательный по долгу); 3) религиозная (человек глубоко осознает свое призвание).

С. Кьеркегор, К. Ясперс, Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов

Неотомизм

учение, построенное на философии

Получило официальное признание католицизма. Главные идеи: гармония веры и разума, веры и знания, религии и науки.

Ф. Аквинский

Феноменология

Главная характеристика сознания – его постоянная направленность на предметы, называемая интенциональностью. Жизненный мир – предпосылка культуры и цивилизации. Он наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия состоит в том, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования жизненного мира и из них черпаем понятия науки.

Главные цели – построить науку о науке и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу познания, в том числе научного. Начинать изучение жизненного мира и науки нужно с исследования сознания, так как реальность доступна людям через него. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии.

Эдмунд Гуссерль

Герменевтика

искусство понимания, истолкование текстов, памятников прошлого

Все знания человека о мире можно рассмотреть как текст, то есть жизнь человека, которую и стоит понять. Понимание – проникновение в механизм жизни, познание ее. Герменевтический треугольник – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем.

Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль