ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1. (2ч)
Античная философия
Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание 1. Произвести сравнительный анализ школ Древнего Китая и Древней Индии. Заполнить таблицу.
| Древний Китай | Древняя Индия |
Названия школ | Конфуцианство, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция. Даосизм, китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Легизм, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Моизм, «школа Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный «орден» и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство и казнь собственного сына | Миманса, одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения». Локаята, древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. |
Сходства | 1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной; 2) мотив угрозы с севера - кочевые народы; 3) попытки сформулировать естественный закон; 4) равнозначность объектов: боги, природа, народ; 5) числовая символика; 6) цикличное движение времени; 7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости; 8) осуждение всех форм религиозного фанатизма; 9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет. | |
Различия | 1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества; 2) отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии; 3) обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека; 4) иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей; 5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии; 6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам |
Задание 2. Заполните таблицы.
Античная философия: ее периодизация, представители | ||
Этап развития | Основной представитель | Направленность размышлений |
(6-5 вв. до н.э.) досократовский Натурфилософский или космологический | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Пифагор Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит | Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. |
(5 в. До н.э.) антропологический | Сократ, Протагор | Главный предмет исследования человек, определение его сущности |
(5-4вв. до н.э.) систематический | Платон, Аристотель | Открытие сверхчувственного и категориальной диалектики, формулируются основные философские проблемы. |
(3 в. До н.э. – 1 в. Н.э.) этический | Эпикур, Пиррон, | Философия как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни |
(1-6 вв. н.э.) религиозный | Плотин Сенека Марк Аврелий | Главный объект философии - познание божественного. |
Философия античности как обоснование особого образа жизни | |||
Философская школа | Наиболее яркие представители | Характерные идеи, принципы и нормы поведения | Идеал личности |
Киники | Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. | Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: - возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); - добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; - отсутствие постоянного места жительства, скитания; - паразитический образ жизни, попрошайничество; - предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; - восхваление физической и духовной бедности; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; - непризнание авторитетов; - воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; - отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; - радикализм, парадоксальность, скандальность. | Философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе. |
Скептики | создал древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 г. до н. э.). | Невозможность достичь объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможно рационально обосновать нормы человеческого поведения; Воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимости по отношению ко всему внешнему) | Мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не обосновано как каком-либо твердом убеждении |
Эпикурейцы | Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) | Человек должен стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждение от процесса познания; Три условия для счастья человека: апония, атараксия, дружба. | Человек ценящий удовольствия и радости жизни |
Стоики | Зенон из Китиона | Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность. Применение логического подхода к жизни. Следование голосу совести и разума. Воспитание терпимости и любви к окружающим. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу. Осознание и понимание каждого мгновения жизни. | Человек, мужественно переносящий и спытания |
Задание 3. Заполните таблицу.
Основные этапы средневековой философии | ||
Преобладающий метод философствования | Представители | Основные задачи |
Апологетика | Тертуллиан, Ориген | Основная задача - обоснование возможности построения целостного мировоззрения на основании текста Святого Писания |
Патристика | Августин Аврелий, Иоанн Златоуст | Основная задача - обновление христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе |
Схоластика | Фома Аквинский | Основная задача - истолкование и формальное обоснование религиозных догматов. |
Задание 4.
Ознакомиться с текстами, ответить на поставленные вопросы.
1) А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств - царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе и небесной - любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение - распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.
-
К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
Ответ: Теоцентризм
-
Каким по своей сути является это учение об обществе?
Ответ: Счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него.
-
В чем егозначение?
Ответ: Стремление к счастью
2) Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?
Ответ: Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
3) Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
Ответ: В средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения.
Практическое занятие №2. (2ч.) Современная философия. Русская философия
Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Задание. Заполнить таблицы.
Основные этапы развития русской философии | ||
Основные этапы русской философии | Временные рамки | Актуальные проблемы |
Древнерусская философская мысль | X-XII в.в. | Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку; нравственные аспекты бытия человека, место России с мировой истории |
Русское просвещение | XVIII в. | Проблемы крепостничества, российского само держания |
Религиозная русская философия | XIX в. | Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, свободы |
Марксистско-ленинская философия | XX в. | Проблема построения коммунизма и нового человека |
Основные представители русской философии конца XIX - нач. XX вв. | |||
Представитель | Философская концепция, идея | Основные категории | Произведения |
Л.Н. Толстой | Христианская философия | Полемика христианской веры с господствующей современной философией | Война и мир |
П.А. Флоренский | Православное богословие | систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. | Столп и утверждение истины |
А.Ф. Лосев | Интуитивный персонализм | Противоположность материализму | Философия имени |
Ф.М. Достоевский | Экзистенциализм | Уникальность бытия человека | Преступление и наказание |
Ф.И. Тютчев | Славянофильство и почвенничество | Самобытность России | лирика |
А.И. Герцен | Утопический социализм | учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве | Повесть «Кто виноват?» |
А.А. Блок | Русский символизм | Само течение символизма несёт в себе интуитивно-подсознательное наблюдение скрытых смыслов, которые недоступны обычному взору. | лирика |
Н.В. Станкевич | Западничество | «Западники» хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения | «Следы на пути твоем» |
Н.М. Коркунов | Позитивизм | получение объективного знания | Указ и закон. Докторская диссертация |
В.И. Вернадский | Космизм | Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении | Биосфера и ноосфера |
П.Д. Успенский | Оккультизм | Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой» | «В поисках чудесного» |
Б.Н. Чичерин | Эпистемология, логика и метафизика | научный подход к исследованию процессов познания | «Наука и религия» |
Основные направления современной западной философии | |||
Направление | Предназначение философии | Основные идеи, фундаментальные понятия | Представители |
Прагматизм | философское направление, имеющее целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решить их конкретные жизненные задачи на практике | Эффективность научной теории не сопрягается с ее истинностью. Истина всегда связана с верой. Наука – коллективная вера в истины своей эпохи. Истина должна быть полезна человеку. Любая идея проверяется практикой. Ценности науки должны улучшить социальную жизнь. | Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс. |
Неопозитивизм | процедура смены разных методов анализа языка, которая движется от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу. | А. Адлер. В основе действий человека, его гиперактивности и психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, человек желает его компенсировать, занимаясь искусством, бизнесом, политикой. К. Юнг. Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия, переводится не в индивидуальное, а во всеобщее бессознательное – архетипы. Архетипы – безличные образы, код вытесненной энергии, схожие у всех людей (сны, образы, мифы). Э. Фромм. Бессознательное – первичные позывы жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества. | З. Фрейда: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм |
Экзистенциализм | Для всех экзистенциальных учений характерно убеждение в том, что единственной действительностью является бытие человека. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире, свою сущность. Сущность человека следует искать невне его, а в нем самом, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человеку кажется, что мир рационален, в нем есть законы. На самом деле мир абсурден, бессмыслен и такова вся человеческая жизнь. Бытие человека – это драма. Свой собственный выбор определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек свободен от общества. Его существование возможно только в обществе. Но он одинок, находится в пустоте. | Кьеркегор считал, что человек проходит три стадии: 1) эстетическая (бытие его определяется внешним миром); 2)этическая (человек делает сознательный по долгу); 3) религиозная (человек глубоко осознает свое призвание). | С. Кьеркегор, К. Ясперс, Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов |
Неотомизм | учение, построенное на философии | Получило официальное признание католицизма. Главные идеи: гармония веры и разума, веры и знания, религии и науки. | Ф. Аквинский |
Феноменология | Главная характеристика сознания – его постоянная направленность на предметы, называемая интенциональностью. Жизненный мир – предпосылка культуры и цивилизации. Он наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия состоит в том, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования жизненного мира и из них черпаем понятия науки. | Главные цели – построить науку о науке и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу познания, в том числе научного. Начинать изучение жизненного мира и науки нужно с исследования сознания, так как реальность доступна людям через него. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии. | Эдмунд Гуссерль |
Герменевтика | искусство понимания, истолкование текстов, памятников прошлого | Все знания человека о мире можно рассмотреть как текст, то есть жизнь человека, которую и стоит понять. Понимание – проникновение в механизм жизни, познание ее. Герменевтический треугольник – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем. | Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль |