Файл: Биография художника Бориса Кустодиева 2 2 Семья 4 3 Театральные работы 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


1.Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника 1

1.1 Биография художника Бориса Кустодиева 2

1.2 Семья 4

1.3 Театральные работы 4

1.4 Награды 5

1.5Значимые работы 6

2.Описание репродукции картины «Купчихи из Кинешмы». 11

Борис Кустодиев «Купчихи в Кинешме» 12



  1. Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника

1.1 Биография художника Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев (1841—1879, Астрахань), был профессором философииистории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.



Мать Бориса Кустодиева, его сын Кирилл и жена Юлия, лето 1904 г.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. В семье осталось четверо детей, кроме Бориса был ещё младший брат Михаил] и сёстры. Мать Екатерина Прохоровна зарабатывала на жизнь вышиванием на заказ и играла на рояле в домах местных купцов по праздникам]. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С помощью денег родного дяди Степана Никольского в 1894—1896 годах брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. А. Власова[5].

В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина (с его подачи) «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург), написав около трети портретов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Они обвенчались в Петербурге 8 января 1903 года в небольшой церкви на Екатерининском канале. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.


30 октября 1903 года окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в ГерманииИталииИспании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы, и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Вследствие раскола Союза русских художников, явившегося реакцией на статью А. Н. Бенуа о выставке 1909—1910 годов, опубликованной в газете «Речь», Б. М. Кустодиев, в числе других петербургских мастеров, 7 октября 1910 года вышел из «Союза». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. В 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию, поскольку тяжёлые признаки болезни спины заставили его провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Несколько операций принесли лишь временное облегчение. В 1913 году преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург). В 1914 году Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект, 105. С 1915 года до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица, д. 7, кв. 50). Когда в 1915 году Борис Михайлович вернулся в Москву для работы в Московском Художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» И. Д. Сургучева, он уже был тяжело болен. По ночам он кричал от боли, его мучил один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки.





Могила Б. М. Кустодиева. Санкт-Петербург, 2008 год.

Боли в руке художника снова начались в 1916 году, операцию делали в Санкт-Петербурге. Руку удалось оживить, но начались проблемы с ногами. Последние годы жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

После второй операции Кустодиев провёл лето 1917 года в выборгском санатории «Конкала». Там были написаны портреты графини С. А. Грабовской на фоне соснового парка, дочери московских миллионеров Лопатиной, дочери выборгского купца Эмиля Фредрика Буттенгофа Аниты Буденгоф (Буттенгоф). Там написана и картина «На мосту» и одноимённая зарисовка, а также пейзажи «Конкола (Финляндия)» и «Лесное озеро в Конкола». Искусствовед А. Г. Мартынова в 2018 году выявила ещё одну уникальную работу художника — «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», а также предварительно атрибутировала как относящиеся к выборгскому периоду художника натюрморт «Финский букет» (1917), «Вечерний пейзаж» (1917) и «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917).

В марте 1927 года Кустодиев получил разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О. Ферстера, на которое правительство выделило деньги, но этой поездке не суждено было состояться. Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких 26 мая 1927 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах художника и памятник перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

1.2 Семья

Кустодиев Борис c женой Юлией. 1903 г.

В 1900 году в деревне Калганово, расположенной недалеко от большого торгового села Семеновское-Лапотное Костромской губернии, куда он летом выехал на этюды, Б. М. Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Прошинской (1880—1942). На чувства молодого художника Юлия Прошинская ответила взаимностью и стала его женой в 1903 году, приняв фамилию мужа. В счастливом браке родились сын Кирилл (1903—1971), ставший художником, и дочь Ирина (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер 11-месячным младенцем от менингита в 1907 году. Юлия Кустодиева пережила мужа на 15 лет и скончалась в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде от голода
[15]. Внучка — Татьяна Кирилловна Кустодиева (1933—2021) — искусствовед, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа[16], автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков» (2011).

1.3 Театральные работы

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр, постановка не осуществлена). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (Академический, бывший Мариинский, театр, 1921)

Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:

«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

После 1917 года художник участвовал в оформлении 
Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—1920, Государственная Третьяковская галерея; «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Государственный Русский музей).

1.4 Награды

  • Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900)

  • Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901)

  • Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903)

  • Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907)

  • Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).



    1. Значимые работы



Автопортрет (1912). Галерея Уффици.

  • «Портрет А. Н. Протасовой» (1900)

  • «Монахиня» (1901)

  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)

  • «Портрет С. А. Никольского» (1901)

  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)

  • «Автопортрет» (1904)

  • «Утро» (1904, Русский музей)

  • «Вступление. Москва» (1905)

  • «На террасе»[21](1906, Нижегородский государственный художественный музей)

  • «Портрет женщины в голубом» (1906)

  • «Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906)

  • «Сирень» (1906)

  • «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея)

  • «Земская школа в Московской Руси» (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)

  • «Монахиня» (1908)

  • «Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея)

  • «Чтение манифеста» (1909)

  • «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)

  • «У иконы Спаса» (1910)

  • «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911)

  • «Портрет Н. И. Зеленской» (1912)

  • «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912)

  • «Автопортрет» (1912, Галерея УффициФлоренция)

  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)

  • «Ярмарка в Кинешме»

  • «Морозный день» (1913)

  • «Портреты Н. К. фон Мекка» (1912) и (1913)

  • «Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913)

  • «Жатва» (1914)

  • «Портрет А. И. Анисимова» (1915, Государственный Русский музей)

  • «Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея)

  • «Масленица» (1916, Третьяковская галерея)

  • «Московский трактир» (1916, Третьяковская галерея)

  • «Балаганы» (1917, Русский музей)

  • «Сенокос» (1917, Третьяковская галерея)

  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)

  • «Портрет Мити Шостаковича» с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании)

  • «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921, Русский музей)

  • «Большевик» (1919—1920, Третьяковская галерея)

  • «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» (1920, Государственный Русский музей)

  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1921, Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей)

  • "Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (в юности) (1923)

  • «Портрет профессоров Капицы и Семёнова», (1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва)

  • "Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)

  • «Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей)