Файл: Биография художника Бориса Кустодиева 2 2 Семья 4 3 Театральные работы 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1.Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника 1
1.1 Биография художника Бориса Кустодиева 2
1.2 Семья 4
1.3 Театральные работы 4
1.4 Награды 5
1.5Значимые работы 6
2.Описание репродукции картины «Купчихи из Кинешмы». 11
Борис Кустодиев «Купчихи в Кинешме» 12
-
Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника
1.1 Биография художника Бориса Кустодиева
Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев (1841—1879, Астрахань), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.
Мать Бориса Кустодиева, его сын Кирилл и жена Юлия, лето 1904 г.
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. В семье осталось четверо детей, кроме Бориса был ещё младший брат Михаил] и сёстры. Мать Екатерина Прохоровна зарабатывала на жизнь вышиванием на заказ и играла на рояле в домах местных купцов по праздникам]. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С помощью денег родного дяди Степана Никольского в 1894—1896 годах брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. А. Власова[5].
В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина (с его подачи) «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург), написав около трети портретов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Они обвенчались в Петербурге 8 января 1903 года в небольшой церкви на Екатерининском канале. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
30 октября 1903 года окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.
Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы, и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Вследствие раскола Союза русских художников, явившегося реакцией на статью А. Н. Бенуа о выставке 1909—1910 годов, опубликованной в газете «Речь», Б. М. Кустодиев, в числе других петербургских мастеров, 7 октября 1910 года вышел из «Союза». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. В 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию, поскольку тяжёлые признаки болезни спины заставили его провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Несколько операций принесли лишь временное облегчение. В 1913 году преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург). В 1914 году Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект, 105. С 1915 года до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица, д. 7, кв. 50). Когда в 1915 году Борис Михайлович вернулся в Москву для работы в Московском Художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» И. Д. Сургучева, он уже был тяжело болен. По ночам он кричал от боли, его мучил один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки.
Могила Б. М. Кустодиева. Санкт-Петербург, 2008 год.
Боли в руке художника снова начались в 1916 году, операцию делали в Санкт-Петербурге. Руку удалось оживить, но начались проблемы с ногами. Последние годы жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
После второй операции Кустодиев провёл лето 1917 года в выборгском санатории «Конкала». Там были написаны портреты графини С. А. Грабовской на фоне соснового парка, дочери московских миллионеров Лопатиной, дочери выборгского купца Эмиля Фредрика Буттенгофа Аниты Буденгоф (Буттенгоф). Там написана и картина «На мосту» и одноимённая зарисовка, а также пейзажи «Конкола (Финляндия)» и «Лесное озеро в Конкола». Искусствовед А. Г. Мартынова в 2018 году выявила ещё одну уникальную работу художника — «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», а также предварительно атрибутировала как относящиеся к выборгскому периоду художника натюрморт «Финский букет» (1917), «Вечерний пейзаж» (1917) и «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917).
В марте 1927 года Кустодиев получил разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О. Ферстера, на которое правительство выделило деньги, но этой поездке не суждено было состояться. Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких 26 мая 1927 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах художника и памятник перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
1.2 Семья
Кустодиев Борис c женой Юлией. 1903 г.
В 1900 году в деревне Калганово, расположенной недалеко от большого торгового села Семеновское-Лапотное Костромской губернии, куда он летом выехал на этюды, Б. М. Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Прошинской (1880—1942). На чувства молодого художника Юлия Прошинская ответила взаимностью и стала его женой в 1903 году, приняв фамилию мужа. В счастливом браке родились сын Кирилл (1903—1971), ставший художником, и дочь Ирина (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер 11-месячным младенцем от менингита в 1907 году. Юлия Кустодиева пережила мужа на 15 лет и скончалась в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде от голода
[15]. Внучка — Татьяна Кирилловна Кустодиева (1933—2021) — искусствовед, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа[16], автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков» (2011).
1.3 Театральные работы
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр, постановка не осуществлена). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (Академический, бывший Мариинский, театр, 1921)
Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:
«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».
После 1917 года художник участвовал в оформлении
Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—1920, Государственная Третьяковская галерея; «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Государственный Русский музей).
1.4 Награды
-
Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900) -
Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901) -
Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903) -
Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907) -
Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).
-
Значимые работы
Автопортрет (1912). Галерея Уффици.
-
«Портрет А. Н. Протасовой» (1900) -
«Монахиня» (1901) -
«Портрет Ивана Билибина» (1901) -
«Портрет С. А. Никольского» (1901) -
«Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902) -
«Автопортрет» (1904) -
«Утро» (1904, Русский музей) -
«Вступление. Москва» (1905) -
«На террасе»[21](1906, Нижегородский государственный художественный музей) -
«Портрет женщины в голубом» (1906) -
«Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906) -
«Сирень» (1906) -
«Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея) -
«Земская школа в Московской Руси» (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) -
«Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907) -
«Монахиня» (1908) -
«Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея) -
«Чтение манифеста» (1909) -
«Деревенский праздник. Фрагмент» (1910) -
«У иконы Спаса» (1910) -
«Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911) -
«Портрет Н. И. Зеленской» (1912) -
«Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912) -
«Автопортрет» (1912, Галерея Уффици, Флоренция) -
«Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве) -
«Ярмарка в Кинешме» -
«Морозный день» (1913) -
«Портреты Н. К. фон Мекка» (1912) и (1913) -
«Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913) -
«Жатва» (1914) -
«Портрет А. И. Анисимова» (1915, Государственный Русский музей) -
«Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея) -
«Масленица» (1916, Третьяковская галерея) -
«Московский трактир» (1916, Третьяковская галерея) -
«Балаганы» (1917, Русский музей) -
«Сенокос» (1917, Третьяковская галерея) -
«Купчиха за чаем» (1918, Русский музей) -
«Портрет Мити Шостаковича» с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании) -
«Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921, Русский музей) -
«Большевик» (1919—1920, Третьяковская галерея) -
«Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» (1920, Государственный Русский музей) -
«Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1921, Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей) -
"Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (в юности) (1923) -
«Портрет профессоров Капицы и Семёнова», (1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва) -
"Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) -
«Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей)