Файл: Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»
С каждым годом все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности у обучающихся мотивации к учению, следовательно, страдает и качество обучения. Одним из путей решения этого вопроса является применение современных педагогических технологий, в частности применение игровых образовательных платформ.
Современный школьник - это ребенок, у которого хорошо развито непроизвольное внимание. Игровые технологии совмещают в себе использование непроизвольного внимания детей, познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Перед учителями стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый обучающийся работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
Можно определить основные цели дидактических игр:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков.
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Выстраивая эту систему можно выделить главные черты игровой технологии:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка.
Творческий, очень активный характер деятельности.
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
Наличие правил, отражающих содержание игры.
Виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения.
2. Игры-путешествия.
3. Сюжетные (ролевые) игры.
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом обучающихся и другими педагогическими факторами.
При применении игровых технологий нужно учитывать следующее:
-
Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей. -
Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию. -
В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. -
Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
Теперь к основному, как же нам могут помочь игровые образовательные платформы? Можно ответить так, что вам не нужен реквизит, но плюсов гораздо больше.
-
Игровая образовательная платформа, прежде всего, эта игра
Минус: подготовить игру с нуля требует от вас большего времени, но сейчас существуют специальный банк заданий на разных платформах, к примеру Quizizz, LearningApps и т.д. Где просто в поисковике ищете необходимую тему и вам выдают результаты.
Использование игры на различных этапах и видах занятий:
Тип урока. | Дидактические игры. | Назначение игры. |
Изучение нового материала | Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей | Усвоение новых понятий и способов |
Закрепление ЗУН | Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование. | Выработка умений и навыков, применение их на практике. |
Обобщение и систематизация ЗУН | Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности. | Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности. |