Файл: Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»
С каждым годом все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности у обучающихся мотивации к учению, следовательно, страдает и качество обучения. Одним из путей решения этого вопроса является применение современных педагогических технологий, в частности применение игровых образовательных платформ.

Современный школьник - это ребенок, у которого хорошо развито непроизвольное внимание. Игровые технологии совмещают в себе использование непроизвольного внимания детей, познавательных интересов и познавательных способностей детей.

Перед учителями стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый обучающийся работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.


Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Можно определить основные цели дидактических игр:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков.

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

Выстраивая эту систему можно выделить главные черты игровой технологии:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка.

Творческий, очень активный характер деятельности.

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

Наличие правил, отражающих содержание игры.
Виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения.

2. Игры-путешествия.

3. Сюжетные (ролевые) игры.

4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами.



В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом обучающихся и другими педагогическими факторами.

При применении игровых технологий нужно учитывать следующее:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок.

  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Теперь к основному, как же нам могут помочь игровые образовательные платформы? Можно ответить так, что вам не нужен реквизит, но плюсов гораздо больше.

  1. Игровая образовательная платформа, прежде всего, эта игра


Минус: подготовить игру с нуля требует от вас большего времени, но сейчас существуют специальный банк заданий на разных платформах, к примеру Quizizz, LearningApps и т.д. Где просто в поисковике ищете необходимую тему и вам выдают результаты.

Использование игры на различных этапах и видах занятий:

Тип урока.

Дидактические игры.

Назначение игры.

Изучение нового материала

Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей

Усвоение новых понятий и способов

Закрепление ЗУН

Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.

Выработка умений и навыков, применение их на практике.

Обобщение и систематизация ЗУН

Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.

Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной

деятельности.