Файл: Планконспект проведения занятий с группой Тема 1 Анатомия и физиология человека Вид занятия Теоретическое Отводимое время (ч.) Часы занятия 11 Цель занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

(начальник органа управления, подразделения пожарной охраны)

«__» _____________ 20__

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой________________________________________
Тема: №1 «Анатомия и физиология человека»
Вид занятия: Теоретическое
Отводимое время (ч.) Часы занятия 1/1
Цель занятия:

- дать личному составу представление об особенностях строения и функциях организма человека, как единой, целостной системы.
Источники, используемые при проведении занятия:

1. Первая помощь : учебник для личного состава пожарно-спасательных подразделений ФПС ГПС МЧС России / Л. А. Коннова, А. С. Крутолапов. - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2016. - 220 с. - Режим доступа: http://elib.igps.ru/?1&type=document&did=ALSFR-ee317346-7dd6-4355-838a-a53ab0c45e48&query

2. Основы первой помощи: курс лекций по специальности 20.05.01 "Пожарная безопасность", направления подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность", профиль "Пожарная безопасность" / Н. С. Августинова, Ю. В. Рева; ред. Э. Н. Чижиков; СПбУ ГПС МЧС России. - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2019. - 272 с. - Режим доступа: http://elib.igps.ru/?4&type=document&did=ALSFR-03fe24fe-f846-471c-9696-1b44254e117c&query

3. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111220007

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 №477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183) Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902347094

5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2017 № 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (Зарегистрирован 12.02.2018 № 50008) Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802130043

Развернутый план занятия
Учебный вопрос № 1 – Общее понятие о структуре и функциях организма человека (5 мин)

Учебный вопрос № 2 - Строение и функции отдельных систем организма (15 мин)

Учебный вопрос № 3 - Строение и функции кожи (5 мин)

Учебный вопрос № 4 - Сердечно-сосудистая система (5 мин)

Учебный вопрос № 1 – Общее понятие о структуре и функциях организма человека (5 мин)
Анатомия – наука о происхождении, развитии, формах, строении человеческого организма.

Физиология – наука о функциях живого организма, физиологических систем, органов и тканей, а также о регуляции этих функций.

Клетка – это наименьшая «живая» частица организма. Основу сложной конструкции клетки составляют белки. Клетки объединяются в ткани.

Ткань – это общность клеток и внеклеточного вещества, имеющих единое происхождение, строение и назначение. Из тканей построены органы.

Орган – это часть тела, которая отличается своим строением, занимает определенное место в организме и выполняет особую роль.

Система органов – это органы, схожие по своему строению, происхождению и выполняющие единые задачи.

Топография органов – положение органов в теле человека по отношению друг к другу, скелету, частям тела.

Виды тканей:

1) Эпителиальная (кожа, слизистые оболочки).

2) Соединительная (кости, связки, сухожилия, хрящи, кровь).

3) Мышечная:

- произвольная (поперечнополосатая) – скелетная мускулатура; - непроизвольная (гладкая) – входит в состав кровеносных сосудов, большинства внутренних органов; ее деятельностью человек не может управлять усилием воли;

- сердечная (промежуточная) – по структуре напоминает поперечнополосатую, но человек также не может управлять ей.

4) Нервная – составляет основу головного, спинного мозга, нервных узлов и периферических нервов.

Учебный вопрос № 2 - Строение и функции отдельных систем организма (15 мин)
Пищеварительная система  — система внутренних органов, выполняющих функцию механической и химической обработки пищи.

Функции пищеварительной системы

  • моторная: механическое измельчение и перемешивание пищи; продвижение пищевого комка по пищеварительному тракту;

  • секреторная: выделение ферментов для химической обработки пищи;

  • всасывательная: всасывание питательных веществ ворсинками тонкого кишечника и поступление питательных веществ в кровь и лимфу.   

  • выделительная: выведение из пищеварительного тракта непереваренных веществ и некоторых продуктов метаболизма.


Органы пищеварительной системы

Пищеварительная система включает пищеварительный канал и пищеварительные железы.

Пищеварительный канал:

  • ротовая полость;

  • глотка;

  • пищевод;

  • желудок;

  • тонкая кишка;

  • толстая кишка.

Пищеварительные железы:

  • слюнные железы;

  • желудочные железы;

  • кишечные железы;

  • поджелудочная железа;

  • печень.


Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма человека и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Нервная система человека часто делится на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС состоит из головного и спинного мозга. ПНС состоит из всех других нервов и нейронов, которые не лежат в пределах ЦНС. Преобладающее большинство нервов принадлежит ПНС. Периферийная нервная система делится на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему.

Соматическая нервная система отвечает за координацию движения тела, а также за получение и передачу внешних стимулов. Эта система регулирует действия, которые находятся под сознательным контролем.

Вегетативная нервная система делится на парасимпатическую и симпатическую. Симпатическая нервная система отвечает за опасности или стресс, и, среди многих физиологических изменений, может вызвать увеличение сердечного ритма и кровяного давления и возбуждения органов чувств благодаря увеличению адреналина в крови. Парасимпатическая нервная система, с другой стороны, отвечает за состояние отдыха и обеспечивает сокращение зрачка, замедление сердца, расширение кровеносных сосудов и стимулирование пищеварительных и мочеполовых систем.

Значение нервной системы:

  • объединяет органы и системы организма в единое целое;

  • регулирует работу всех органов и систем организма;

  • осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;

  • составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.



Общее строение анализатора.

Само понятие «анализатор» появилось в науке благодаря известному ученому И. Павлову. Именно он впервые определил  их как отдельную систему органов и выделил общую структуру.

Несмотря на все разнообразие органов чувств, строение анализатора, как правило, довольно типичное. Он состоит из рецепторного отдела, проводящей части и центрального отдела.
Опорно-двигательную систему человека образуют скелет и мышцы.

Скелет человека выполняет несколько жизненно важных функций:

  • опорную;

  • защитную;

  • обеспечивает движение;

  • принимает участие в минеральном обмене и кроветворении.

Нарушение опорно-двигательного аппарата вызывает патологические процессы в работе многих систем организма.

Мышцы, прикрепленные к костям, осуществляют их перемещение относительно друг друга, благодаря чему и обеспечивается передвижение тела в пространстве. Мышечный аппарат имеет свою функциональную особенность:

  • окружает полости организма человека, защищая их от механических повреждений;

  • выполняют опорную функцию, поддерживая тело в определенном положении.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата человека происходит стимуляция развития ЦНС. Развитие мышц и нервных клеток – зависимые друг от друга процессы. Зная, какие функции опорно-двигательного аппарата необходимы для нормального функционирования организма, можно сделать вывод, что скелет является жизненно необходимой структурой тела.

В период эмбриогенеза, когда на организм практически не воздействуют никакие раздражители, движения плода вызывают раздражение мышечных рецепторов. От них импульсы идут к ЦНС, стимулируя развитие нейронов. В то же время развивающаяся нервная система стимулирует рост и развитие мышечного аппарата.
Дыхание человека — сложный физиологический механизм, обеспечивающий обмен кислородом и углекислым газом между клетками и внешней средой.

К дыхательным путям относят путь, который воздух проходит от носа до альвеол.

Их делят на воздухоносные пути, расположенные вне грудной полости (это носовые ходы, глотка, гортань и трахея) и внутригрудные дыхательные пути (трахея, главные и долевые бронхи).


Кислород постоянно поглощается клетками и одновременно идет процесс удаления из организма углекислого газа, который образуется в результате биохимических реакций, протекающих в организме.

Кислород участвует в реакциях окисления сложных органических соединений с их конечным распадом до углекислого газа и воды, в ходе чего образуется необходимая для жизни энергия.

Кроме жизненно необходимого газообмена, внешнее дыхание обеспечивает другие важные функции в организме, например способность к звукообразованию.

В этом процессе участвуют мышцы гортани, дыхательные мышцы, голосовые связки и полость рта, а сам он возможен только при выдохе. Вторая важная «недыхательная» функция — обоняние.

Кислород в нашем организме содержится в небольшом количестве — 2,5 — 2,8 л, причем около 15 % этого объема находится в связанном состоянии.

В покое человек в минуту потребляет приблизительно 250 мл кислорода и удаляет около 200 мл углекислого газа.

Таким образом, при остановке дыхания запаса кислорода в нашем организме хватает всего на несколько минут, затем наступает повреждение и гибель клеток, в первую очередь страдают клетки ЦНС.

Для сравнения: без воды человек способен прожить 10-12 суток (в организме человека запас воды в зависимости от возраста составляет до 75 %), без еды — до 1,5 мес.

Функцию дыхания в организме человека осуществляет дыхательная система, в которую входят органы внешнего дыхания(верхние дыхательные пути, легкие и грудная клетка, включая ее костно-хрящевой каркас и нервно-мышечную систему), органы транспорта газов кровью (сосудистая система легких, сердце) и регуляторные центры, обеспечивающие автоматизм дыхательного процесса.

Учебный вопрос № 3 - Строение и функции кожи (5 мин)
При общей площади поверхности около 2 кв.м и толщине 1-4 мм она является крупнейшим органом тела. Кожа устойчива к жаре и холоду. Ей также не страшна вода, кислоты и щелочи, если они не имеют очень высоких концентраций. Кожа остается мягкой, гибкой и устойчивой к растяжению, даже если в течение длительного времени подвергалась неблагоприятным погодным условиям или другим сторонним влияниям. Ее прочность помогает отлично защищать внутренние ткани и органы.
Благодаря сложной системе рецепторов, соединенных с мозгом, кожа предоставляет подробную информацию о состоянии окружающей среды и гарантирует, что наше тело будет приспособлено к внешним условиям.