Файл: Планконспект проведения занятий с группой Тема 1 Анатомия и физиология человека Вид занятия Теоретическое Отводимое время (ч.) Часы занятия 11 Цель занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
(начальник органа управления, подразделения пожарной охраны)
«__» _____________ 20__
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой________________________________________
Тема: №1 «Анатомия и физиология человека»
Вид занятия: Теоретическое
Отводимое время (ч.) Часы занятия 1/1
Цель занятия:
- дать личному составу представление об особенностях строения и функциях организма человека, как единой, целостной системы.
Источники, используемые при проведении занятия:
1. Первая помощь : учебник для личного состава пожарно-спасательных подразделений ФПС ГПС МЧС России / Л. А. Коннова, А. С. Крутолапов. - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2016. - 220 с. - Режим доступа: http://elib.igps.ru/?1&type=document&did=ALSFR-ee317346-7dd6-4355-838a-a53ab0c45e48&query
2. Основы первой помощи: курс лекций по специальности 20.05.01 "Пожарная безопасность", направления подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность", профиль "Пожарная безопасность" / Н. С. Августинова, Ю. В. Рева; ред. Э. Н. Чижиков; СПбУ ГПС МЧС России. - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2019. - 272 с. - Режим доступа: http://elib.igps.ru/?4&type=document&did=ALSFR-03fe24fe-f846-471c-9696-1b44254e117c&query
3. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111220007
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 №477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183) Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902347094
5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2017 № 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (Зарегистрирован 12.02.2018 № 50008) Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802130043
Развернутый план занятия
Учебный вопрос № 1 – Общее понятие о структуре и функциях организма человека (5 мин)
Учебный вопрос № 2 - Строение и функции отдельных систем организма (15 мин)
Учебный вопрос № 3 - Строение и функции кожи (5 мин)
Учебный вопрос № 4 - Сердечно-сосудистая система (5 мин)
Учебный вопрос № 1 – Общее понятие о структуре и функциях организма человека (5 мин)
Анатомия – наука о происхождении, развитии, формах, строении человеческого организма.
Физиология – наука о функциях живого организма, физиологических систем, органов и тканей, а также о регуляции этих функций.
Клетка – это наименьшая «живая» частица организма. Основу сложной конструкции клетки составляют белки. Клетки объединяются в ткани.
Ткань – это общность клеток и внеклеточного вещества, имеющих единое происхождение, строение и назначение. Из тканей построены органы.
Орган – это часть тела, которая отличается своим строением, занимает определенное место в организме и выполняет особую роль.
Система органов – это органы, схожие по своему строению, происхождению и выполняющие единые задачи.
Топография органов – положение органов в теле человека по отношению друг к другу, скелету, частям тела.
Виды тканей:
1) Эпителиальная (кожа, слизистые оболочки).
2) Соединительная (кости, связки, сухожилия, хрящи, кровь).
3) Мышечная:
- произвольная (поперечнополосатая) – скелетная мускулатура; - непроизвольная (гладкая) – входит в состав кровеносных сосудов, большинства внутренних органов; ее деятельностью человек не может управлять усилием воли;
- сердечная (промежуточная) – по структуре напоминает поперечнополосатую, но человек также не может управлять ей.
4) Нервная – составляет основу головного, спинного мозга, нервных узлов и периферических нервов.
Учебный вопрос № 2 - Строение и функции отдельных систем организма (15 мин)
Пищеварительная система — система внутренних органов, выполняющих функцию механической и химической обработки пищи.
Функции пищеварительной системы
-
моторная: механическое измельчение и перемешивание пищи; продвижение пищевого комка по пищеварительному тракту; -
секреторная: выделение ферментов для химической обработки пищи; -
всасывательная: всасывание питательных веществ ворсинками тонкого кишечника и поступление питательных веществ в кровь и лимфу. -
выделительная: выведение из пищеварительного тракта непереваренных веществ и некоторых продуктов метаболизма.
Органы пищеварительной системы
Пищеварительная система включает пищеварительный канал и пищеварительные железы.
Пищеварительный канал:
-
ротовая полость; -
глотка; -
пищевод; -
желудок; -
тонкая кишка; -
толстая кишка.
Пищеварительные железы:
-
слюнные железы; -
желудочные железы; -
кишечные железы; -
поджелудочная железа; -
печень.
Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма человека и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).
Нервная система человека часто делится на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС состоит из головного и спинного мозга. ПНС состоит из всех других нервов и нейронов, которые не лежат в пределах ЦНС. Преобладающее большинство нервов принадлежит ПНС. Периферийная нервная система делится на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему.
Соматическая нервная система отвечает за координацию движения тела, а также за получение и передачу внешних стимулов. Эта система регулирует действия, которые находятся под сознательным контролем.
Вегетативная нервная система делится на парасимпатическую и симпатическую. Симпатическая нервная система отвечает за опасности или стресс, и, среди многих физиологических изменений, может вызвать увеличение сердечного ритма и кровяного давления и возбуждения органов чувств благодаря увеличению адреналина в крови. Парасимпатическая нервная система, с другой стороны, отвечает за состояние отдыха и обеспечивает сокращение зрачка, замедление сердца, расширение кровеносных сосудов и стимулирование пищеварительных и мочеполовых систем.
Значение нервной системы:
-
объединяет органы и системы организма в единое целое; -
регулирует работу всех органов и систем организма; -
осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды; -
составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Общее строение анализатора.
Само понятие «анализатор» появилось в науке благодаря известному ученому И. Павлову. Именно он впервые определил их как отдельную систему органов и выделил общую структуру.
Несмотря на все разнообразие органов чувств, строение анализатора, как правило, довольно типичное. Он состоит из рецепторного отдела, проводящей части и центрального отдела.
Опорно-двигательную систему человека образуют скелет и мышцы.
Скелет человека выполняет несколько жизненно важных функций:
-
опорную; -
защитную; -
обеспечивает движение; -
принимает участие в минеральном обмене и кроветворении.
Нарушение опорно-двигательного аппарата вызывает патологические процессы в работе многих систем организма.
Мышцы, прикрепленные к костям, осуществляют их перемещение относительно друг друга, благодаря чему и обеспечивается передвижение тела в пространстве. Мышечный аппарат имеет свою функциональную особенность:
-
окружает полости организма человека, защищая их от механических повреждений; -
выполняют опорную функцию, поддерживая тело в определенном положении.
В процессе развития опорно-двигательного аппарата человека происходит стимуляция развития ЦНС. Развитие мышц и нервных клеток – зависимые друг от друга процессы. Зная, какие функции опорно-двигательного аппарата необходимы для нормального функционирования организма, можно сделать вывод, что скелет является жизненно необходимой структурой тела.
В период эмбриогенеза, когда на организм практически не воздействуют никакие раздражители, движения плода вызывают раздражение мышечных рецепторов. От них импульсы идут к ЦНС, стимулируя развитие нейронов. В то же время развивающаяся нервная система стимулирует рост и развитие мышечного аппарата.
Дыхание человека — сложный физиологический механизм, обеспечивающий обмен кислородом и углекислым газом между клетками и внешней средой.
К дыхательным путям относят путь, который воздух проходит от носа до альвеол.
Их делят на воздухоносные пути, расположенные вне грудной полости (это носовые ходы, глотка, гортань и трахея) и внутригрудные дыхательные пути (трахея, главные и долевые бронхи).
Кислород постоянно поглощается клетками и одновременно идет процесс удаления из организма углекислого газа, который образуется в результате биохимических реакций, протекающих в организме.
Кислород участвует в реакциях окисления сложных органических соединений с их конечным распадом до углекислого газа и воды, в ходе чего образуется необходимая для жизни энергия.
Кроме жизненно необходимого газообмена, внешнее дыхание обеспечивает другие важные функции в организме, например способность к звукообразованию.
В этом процессе участвуют мышцы гортани, дыхательные мышцы, голосовые связки и полость рта, а сам он возможен только при выдохе. Вторая важная «недыхательная» функция — обоняние.
Кислород в нашем организме содержится в небольшом количестве — 2,5 — 2,8 л, причем около 15 % этого объема находится в связанном состоянии.
В покое человек в минуту потребляет приблизительно 250 мл кислорода и удаляет около 200 мл углекислого газа.
Таким образом, при остановке дыхания запаса кислорода в нашем организме хватает всего на несколько минут, затем наступает повреждение и гибель клеток, в первую очередь страдают клетки ЦНС.
Для сравнения: без воды человек способен прожить 10-12 суток (в организме человека запас воды в зависимости от возраста составляет до 75 %), без еды — до 1,5 мес.
Функцию дыхания в организме человека осуществляет дыхательная система, в которую входят органы внешнего дыхания(верхние дыхательные пути, легкие и грудная клетка, включая ее костно-хрящевой каркас и нервно-мышечную систему), органы транспорта газов кровью (сосудистая система легких, сердце) и регуляторные центры, обеспечивающие автоматизм дыхательного процесса.
Учебный вопрос № 3 - Строение и функции кожи (5 мин)
При общей площади поверхности около 2 кв.м и толщине 1-4 мм она является крупнейшим органом тела. Кожа устойчива к жаре и холоду. Ей также не страшна вода, кислоты и щелочи, если они не имеют очень высоких концентраций. Кожа остается мягкой, гибкой и устойчивой к растяжению, даже если в течение длительного времени подвергалась неблагоприятным погодным условиям или другим сторонним влияниям. Ее прочность помогает отлично защищать внутренние ткани и органы.
Благодаря сложной системе рецепторов, соединенных с мозгом, кожа предоставляет подробную информацию о состоянии окружающей среды и гарантирует, что наше тело будет приспособлено к внешним условиям.