Файл: Урока изобразительного искусства по теме Портрет средневекового жителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
по теме «Портрет средневекового жителя»,
проведенного в 4 «Б» классе МБОУ г. Шахты «Лицей №3»
студенткой группы 3«Б» Коррекционная педагогика в начальном образовании
ГБПОУ РО «ШПК»
Лугининой Ксенией Евгеньевной
Дата проведения: «3» марта 2023г.
Руководитель практики: _________ /О.В. Кожанова
Учитель: ___________ / Н.Л.Абашина
Оценка: «_____» (__________________)
2022-2023 уч. год
Технологическая карта урока технологии
Целевой блок | |
Тема | «Портрет средневекового жителя» |
Педагогическая цель | Создание условий для формирования у обучающихся представления об образе и костюме Средневековья. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: -знание сословий разделение людей; средневековых готических костюмов (вертикальные линии, удлиненные пропорции). -иметь представление о традиционной европейской одежде средневековья. -развитие навыков изображения человека. Личностные: Проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности, уважительно относятся к чужому мнению. Метапредметные (УУД): Познавательные: наблюдать, извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания, анализировать информацию, делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать и корректировать свою деятельность, определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Коммуникативные: слушать одноклассников, учителя, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. |
Инструментальный блок | |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Методы: рассказ с элементами беседы, беседа, пояснение, инструктаж, репродуктивный, методы активизации мыслительной деятельности, метод контроля, самоконтроля, оценивание. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Изобразительное искусство. 4 класс |
Наглядно-демонстрационный материал | Педагогический образец, мультимедийная презентация, раздаточный материал |
Оборудование | Альбом, краски «Акварель», кисточки, непроливайка |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия и термины | Краски, портрет, бумага, рисование |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Межпредметные связи | изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир. изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир. изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир. Изобразительное искусство, литературное чтение, история |
Действия обучающихся | Проверяют свою готовность к уроку; отвечают на вопросы учителя; формулируют тему урока; формулируют цель урока, работают над постановкой задач, выполняя задание учителя; изучают и анализируют пед.образец; определяют, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления рисунка; знакомятся с критериями самоконтроля; занимаются изготовлением рисунка под руководством учителя; обсуждают качество выполненных работ, делают выводы о достижении поставленной цели, анализируют свою деятельность на уроке. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | 1. Изучить стиль одежды средневековья 2.Познакомися с цветовой гаммой одежды средневековья 3.Выполним эскиз костюма эпохи средневековья |
Схема доски
Задачи
Цель урока:
Пед.
образец
План урока
Научимся
-
Организация начала урока (2 мин.) -
Подготовка к практической работе (5-8 мин.)
Узнаем
-
Практическая работа (25-30 мин.) -
Рефлексивно-аналитический этап (3-4 мин.)
Сможем
-
Уборка рабочих мест (1-2 мин.)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организация начала урока | - Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Евгеньевна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны быть краски акварель, кисточки, непроливайка, альбом, простой карандаш и ластик. Я вижу, что у всех есть эти предметы, тогда начинаем урок! | - Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: - формирование мотивации к познанию и обучению; Регулятивные: - самостоятельно организовывать своё рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу. |
2. Подготовка к практической работе | Подведение к теме урока Учитель выдвигает проблему: -Ребята, что вы помните о жизни в средневековой Европе? -Города в средневековой Европе были довольно малы. На въезде в города были ворота, которые запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете. Многие города имели примерно однотипную планировку. В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя. От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться. - Улицы города. Сюда редко проникает солнце. Преградой для него служит прежде всего узость улиц, а также и довольно далеко, иногда на несколько футов, выступающие над нижними этажами верхние этажи. Очень многие дома, кроме того, снабжены выдвигающимися вперед этажами. Недостаточная ширина улиц и эти этажи-выступы оставляют мало места для обитателей. Город, не будучи в состоянии разрастаться в ширину, успешно растет вверх. В нижних этажах домов помещаются лавки, сараи, погреба. Сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент из мультфильма «Айвенго». При просмотре подумайте какая эпоха была представлена в этом мультфильме? И обратите внимание на одежду героев мультфильма. Определение и формулировка темы урока -Ребята, а как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Я обобщу ваши ответы. Тема урока: «Портрет средневекового жителя» -Ребята, а что такое портрет? Давайте сравним ваши ответы с определением из словаря С.И. Ожегова на слайде. -Сегодня я познакомлю вас с замечательной эпохой Средневековья, которая отличалась своими костюмами, как мужскими, так и женскими. Определение цели урока - Чтобы наш урок был продуктивным, нам необходимо поставить цель. Для этого закончите предложение одним словом: Цель: познакомимся с костюмом эпохи Средневековья Определение задач урока - Чтобы достичь поставленной цель, нам нужно определить план работы на уроке. Но пункты плана перепутались, давайте восстановим их правильный порядок: План: 1. Изучить стиль одежды средневековья 2.Познакомися с цветовой гаммой одежды средневековья 3.Выполним эскиз костюма эпохи средневековья Работа над первым пунктом плана ДЛЯ ЧЕГО СТРОИЛИСЬ ГОРОДА? Город — это не только дома, а прежде всего жители! Вы можете отличить, например, на картине средневекового жителя от жителя другой эпохи? А по каким признакам вы его отличите? Одежда – это одно из отличий человека, живущего в разные исторические эпохи. По одежде можно узнать в какое время жили герои произведения, например, на картине или в фильме. – Ребята, рассмотрим поближе костюмы той далёкой эпохи. На экране — костюм богатого вельможи. Назовите крупные части костюма. (На голове носили высокие шляпки, украшенные пером, мягкий берет, длинная до колен рубаха, свободная куртка, штаны-чулки, обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см.) А что вы можете сказать про женский костюм Средневековья? (длинные с грандиозным шлейфом юбки, головной убор знатных дам, имеет форму конуса, покрытый вуалью. Головные уборы женщин были разные – конусообразная высокая шляпа, к которой прикреплялась длинная до земли вуаль, шляпки геометрической формы, или украшали прическу сеточкой из жемчужных нитей. конических головных уборов высотой до метра. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой. Женская обувь была схожа с мужской — с заостренными носками. Верхняя часть одежды была очень узкой- это удлиняло фигуру, делало ее тоньше. На что похож женский образ Средневековья? (на башню). Да, действительно верхняя часть платья очень узкая, а к низу платье расширяется напоминая нам высокую башню собора. Мы с вами изучили стиль одежды средневековья, тем самым выполнили первый пункт плана. Работа над вторым пунктом плана Учитель закрепляет пед.образец на доске. - Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, какой цвет здесь преобладает? -Какие цвета красок вы будете брать для своих рисунков? Цветовая гамма. В Средневековье предпочитали яркие, насыщенные цвета: белый, черный, красный, зеленый, голубой, желтый, синий, розовый, коричневый, серый. Считалось, что яркие цвета подчёркивают индивидуальность и статус человека в обществе. В эпоху средневековья каждому цвету придавали особое значение. БЕЛЫЙ - цвет символизировал чистоту, веру; ЧЕРНЫЙ-скорбь, верность; ГОЛУБОЙ - цвет нежности. Большой популярностью пользовался ЗЕЛЕНЫЙ - символ надежды и олицетворение райских садов Распространена была мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии; В эпоху рыцарства рыцарь должен был носить одежду того цвета, который носила дама его сердца. Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных слоев была в серых, черных и коричневых тонах. Мы познакомились с цветовой гаммой одежды средневековья. Принимаю хоровой ответ (ДА). Тем самым выполнили 2-ой пункт плана и сможем приступит к выполнению эскиза. Но для начала немного отдохнем. Физминутка (Дети выполняют движения в соответствии с текстом) -Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! Работа над третьим пунктом плана Сейчас я предлагаю вам стать настоящими средневековыми модельерами. -Вам предстоит нарисовать мужской или женский костюм средневековья. Учитель показывает примерный образец выполненного задания. Дает комментарий к решению поставленной задачи: Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сначала послушайте в какой последовательности вы будем выполнять работу. Определение алгоритма выполнения изделия На каждой парте лежит шаблон. Его нужно перенести на бумагу тонко карандашом. А затем, точно используя цветовую гамму, выполнить эскиз костюма в цвете. Раскрашивать мы начнем с крупных элементов. Если вы выбрали мужской костюм Средневековья, то вы начинаете со свободной куртки, после чего переходите к чулкам. В конце мы раскрашиваем кожаные башмаки. Остается головной убор. Если же Вам предстоит выполнить костюм женщины, то вы начнете с выбора цвета и выполните фон платья. Следующим шагом будет головной убор. Определение критериев для самоконтроля и самооценки - А теперь пришло время вам ознакомиться с критериями самоконтроля. При работе вы должны их обязательно соблюдать и тогда у вас получится замечательный рисунок! 1. Эскиз костюма выполнен качественно, дополнены свои детали- узоры 2.Соблюдён цвет 3.Работа завершена. Правила работы с красками и кисточками - Ребята, вы же помните, что мы этот рисунок будем изображать с помощью красок и поэтому я предлагаю вспомнить правила работы с красками и кисточками: 1. Аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос; 2. Смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть; 3. Никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру; 4.Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её «прическу», а также долго держать в воде. | -Отвечают на вопросы, поставленные перед учащимися учителем. - Формулирую тему урока. - Формулируют цель урока, работают над постановкой задач, выполняя задание учителя. - Изучают и анализируют схему поэтапного изображения пятнами, определяют алгоритм работы над ней. Слушают информацию. Задают вопросы по теме. Отвечают на вопросы, анализируют полученную информацию -Отвечают : ДА! -Обучающиеся делают та как учитель. - Знакомятся с критериями самоконтроля. - Повторяют правила работы с красками и кисточками. | Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); Регулятивные УУД: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Личностные УУД: - формирование мотивации к познанию и обучению. Познавательные УУД: - ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); - анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; - воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); |
3.Практическая работа | Учитель раздает шаблоны -На них вы должны будите изобразить эскиз костюма средневекового жителя, акварелью, а затем мы полюбуемся вашими эскизами. | - Занимаются изображением с помощью схемы под руководством учителя. | Коммуникативные УУД: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; Познавательные УУД: - выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; Регулятивные УУД: - организовывать свою деятельность; - понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. |
| |||
4.Рефлексивно-аналитический этап | Демонстрация выполненных работ -Ребята, творческая работа успешна завершена. Давайте полюбуемся на наши рисунки! Учитель выбирает одного эксперта из класса для оценивания результатов работ. Прошу пройтись по выставке! Эксперт вынесет вердикт: чей эскиз костюма Средневековья выполнен более качественно- соблюдён цвет, выбраны и дополнены свои детали- узоры. (Дать 1 мин. подумать эксперту). Слово эксперту (слушается мнение). -Позвольте мне, как вашему взрослому наставнику, выразить свое мнение: Я, с радостью хочу сказать, что все работы замечательны, поэтому очень трудно сказать, чья работа лучше. Мы все сегодня хорошо потрудились, молодцы! - Ребята, нам удалось побывать модельерами и выполнить эскиз костюма средневекового жителя? Отлично! - Ребята, давайте вспомним цель урока. Мы достигли поставленной цели? Отлично! Рефлексия А сейчас оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, не возникло никаких трудностей, поднимите обе руки вверх Если у вы столкнулись с некоторыми трудностями, опустите руки вниз. - Те, кто не поднял руки– не расстраивайтесь, я уверенна, что в следующий раз у вас все обязательно получится! | - Дети обсуждают качество выполненных работ, делают выводы о достижении поставленной цели, анализируют свою деятельность на уроке. | Познавательные УУД: - выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев; Регулятивные УУД: - выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться учитывать их в работе; - понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; Коммуникативные УУД: - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; |
5.Уборка рабочих мест (1 мин.) | - Урок подошел к концу, уберите свое рабочее место. Краски, альбом, карандаши и ластики приберите на место, а непроливайку и кисточки нужно будет на перемене хорошо отмыть. - Спасибо за урок, до свидания! | - Дети занимаются уборкой своего рабочего места. | Регулятивные УУД: - организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; |